Книга К.Линклэйтер "Освобождение голоса" неоднократно выходила в крупнейших издательствах США, переведена на многие европейские языки. По методике Линклэйтер занимаются большинство театральных школ Америки. На русский язык книга переведена Ларисой Соловьевой, которая ведет сейчас занятия по этой методике в Москве.
Упражнения этой системы направлены на освобождение голоса от напряжения, на развитие и укрепление его, прежде всего как человеческого инструмента и как инструмента актерского. Это, скорее, освобождение природного голоса, нежели развитие голосовой техники. (Но мне думается, что и вокалистам будет очень полезно получить некоторые навыки расслабления, освобождения от зажимов.)
Цель метода Линклэйтер - заставить интеллект формировать голос в прямом контакте с эмоциональными импульсами, не являясь для того препятствием. Так как звучащий голос является результатом физических процессов, мышцы тела должны быть свободными от напряжения, чтобы стать восприимчивыми к импульсам мозга, которые порождают речь. Естественный голос наиболее заметно блокируется и искажается физическим напряжением. Он также страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи - психофизического свойства. Когда они устранятся, голос будет в состоянии передавать весь диапазон человеческих эмоций и все богатство мысли.
Линклэйтер предлагает работать над упражнениями не в одиночку, а с кем-то вдвоем, время от времени возвращаясь к методике и проверяя друг друга - совместное обучение будет успешнее.
Вы не должны делать скоропалительных выводов, что верно, а что неверно. Не доверяйтесь только "самоцензуре", ваш внутренний судья не всегда объективен, основываясь на привычных ощущениях и оценках. Пренебрегите своим интеллектом ради новых эмоциональных и чувственных впечатлений. Чтобы результат работы был налицо, вам надо уделять занятиям не менее часа в день в течение года. Обратите внимание, как вы пользуетесь голосом целый день, таким образом продолжив практические упражнения. Не ждите сиюминутного успеха и запаситесь терпением. Даже если вы целиком постигнете методику и осуществите ее на практике в упражнениях, пройдет еще немало времени, пока результаты обучения проявятся в спектаклях, где вы играете.
Схема, демострирующая механизм работы голоса:
· а) серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи;
· б) движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность;
· в) часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается, воздух относительно свободно проникает в легкие;
· г) когда в легких наберется воздух в достаточном количестве, мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;
· д) голосовые складки частично закрывают глотку, препятствуя потоку воздуха, его выходу;
· е) пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух;
· ж) эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал;
· з) эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале;
· и) форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука, в то время, как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки;
· к) есть два типа резонации: первый придает форму и окраску голосу, не преобразованному в речь, во втором случае звук претерпевает изменения, приспосабливаясь к речи. Первый тип звучания присущ человеку от природы. Второй - тесно связан с речью. Усилия, необходимые для перехода от первого типа ко второму, а также движения, которые эти усилия вызывают, мы называем артикуляцией.
Почему голос не работает
В процессе общения голос сталкивается с препятствиями, которые не дают ему прозвучать непосредственно, ведь непосредственность зависит от рефлекторных реакций. Большинство же людей потеряли эту способность, а возможно, и желание - вести себя непосредственно (исключение - моменты, выходящие из-под контроля - сильная боль, страх, экстаз). Рефлекторный ответ на возбуждения вытесняется по мере нашего взросления в результате влияния родителей или учителей, затем друзей, звезд экрана и т. д. (достаточно вспомнить, как нас учили вести себя на людях - "сидеть тихо", "не кричать" и пр.). Ответ зрелого человека предусматривает баланс между контролируемым и инстинктивным.
Общение начинается с импульса, который передается через спинной мозг к нервным окончаниям, регулирующим мышцы, приводящие в движение органы речи. Энергия импульса, его большее или меньшее напряжение, будет зависеть от стимула, который порождает этот импульс. Предположим, кто-то говорит вам: "Доброе утро!". Если вы видите этого человека ежедневно и он вам безразличен, - стимул будет минимальным. Это вызовет слабый ответный импульс и минимальное изменение в дыхании. Мышцы горла лишь в малой степени будут участвовать в процессе вибрации для "дежурного" ответа. Если же вы очень любите этого человека, то встреча с ним явится существенным стимулом и возбудит ваши эмоции. Через нервные окончания в солнечном сплетении вы почувствуете жжение. Ваше дыхание живо откликнется и передаст энергию голосовым складкам, породив "вибрационный танец" через резонаторы. Это преобразит ваш голос для ответа, соответствующего вашим чувствам.
Но такая "потребность в общении" не всегда может быть реализована, как сама собой разумеющаяся. Например, способность получать импульсы может быть нарушена, потому что вы сами лишаете себя непосредственной реакции на приветствие. Возникают вторичные импульсы в виде мыслей ("Почему он заговорил со мной, обычно он не говорит ни слова", "Я знаю, он собирается мне что-нибудь продать"
. Этот мысленный процесс прерывает движение первичных импульсов к дыхательной мускулатуре и мышцам гортани и посылает вторичный импульс, сдерживая дыхательные мышцы. В результате человек лишает себя спонтанной реакции. Дыхательные мышцы не могут способствовать движению дыхания к голосовым складкам, но необходимость отвечать - остается. В этих случаях под ключицей можно обнаружить дыхание, достаточное только для формирования вибраций. В то же время, чтобы компенсировать отсутствие силы у дыхания, мышцы горла, челюстей, губ и языка несут двойную нагрузку. В результате рождается неуверенный робкий звук. Этот путь - один из тысячи более изощренных, помогающих нам уйти от спонтанной реакции.
Это не значит, что спонтанность хороша, а обдумывание - ошибка. Это значит, что непосредственная реакция возможна и что она - редка. Нервно-мускульное программирование развивается в соответствии с привычками и мышцами, способными в состоянии зажима препятствовать непосредственной связи между эмоцией и дыханием. Голос не может работать соответственно его реальным возможностям, если его энергетический базис не поддерживается дыханием. До тех пор, пока мы эмоционально защищены, наше дыхание не может быть свободным. До тех пор, пока дыхание не свободно, голос будет зависеть от напряжения в горле и мышцах рта, компенсирующего эту слабость дыхания. Когда напряженные мышцы подключаются для выражения сильных чувств, возможно следующее: влияя на выразительность звучания, мышцы делают звук монотонным. Напрягаясь и сжимаясь, они воздействуют на голосовые складки с такой силой, что те трутся друг о друга, теряя свою эластичность, способность к регулярной вибрации, на них образуются маленькие узелки. Следствие этого - скрипучий, охрипший звук и потеря голоса.
Существует энергичное взаимопроникновение звучания и резонирования, что способствует гармоничному и обогащенному звуку. Для того, чтобы этот процесс взаимопроникновения состоялся, резонаторные пути должны быть свободными. Когда дыхание блокируется, это взаимопроникновение становится невозможным. Если горло напряжено, звуковой канал сужается. В большинстве случаев это сужение препятствует свободному проникновению звуков в нижние резонаторные отсеки гортани и груди, ограничивая резонирование в среднем и верхнем резонаторах. Это приводит к слабому, завышенному или скрипучему звучанию. В случае необходимости \"мужественного" голоса, при зажатой глотке звук будет резонировать только в нижних объемах груди, потеряет полетность и не обогатится оттенками верхних резонаторов. Если мягкое нёбо опущено, корень языка приподнят, а мышцы напрягаются для поддержки голоса, то скорее всего звучание будет носовым. Носовой резонатор - самый сильный, доминирующий и лишающий голос выразительности. Если человек говорит через нос, мы, его безусловно, услышим, но мы не поймем того, что человек хотел выразить. В этом случае невозможны нюансы, содержание мысли искажается. Звучащий человеческий инструмент подчиняется сигналам, которые исходят из мозговых центров и тормозят спонтанные реакции. Если дыхательные мышцы напряжены, то и мышцы, выстилающие гортань, тоже напряжены. Когда эти мышцы напрягаются в ответ на сдерживающие команды мозговых центров, они уже не могут постоянно напрягаться и расслабляться, тем самым регулируя отверстия, через которые проходит звук. В результате мысль выражается монотонно.
Голосовые модуляторы могут также управляться ухом и сознательным мышечным контролем. По мере того, как искусство манипулировать мышцами возрастает, совершенствуется, мы все больше и больше отдаляемся от непосредственной реакции.
На той стадии, когда звук артикулируется губами и языком и формируются слова, может показаться, что непосредственное общение исказилось и стало почти невозможным. Губы, являясь частью лицевой мускулатуры, теряют пластичность в результате тормозящих мозговых сигналов. Чем больше органы дыхания и резонаторы подвержены зажимам, тем очевидней их звукообразующая роль переходит к языку и губам. В результате этого замещения способность губ и языка к артикуляции снижается под давлением чужих обязанностей. Пока язык не может расслабиться в процессе формирования звука, он не способен выполнить своей естественной функции - артикуляции этого звука. Язык прикреплен к гортани, гортань с диафрагмой соединяет трахея. Напряжение в одном из этих трех участков (язык, гортань, диафрагма) вызывает напряжение в двух других. Пока язык напряжен, он будет затрачивать больше усилий на артикуляцию, чем необходимо. В итоге ответы на импульсы, исходящие из речевого центра коры головного мозга, станут примитивнее.
Суммируем отрицательные факторы и их влияние на голос:
1. Дыхание
· 1) душевное волнение передает импульс дыханию, в ответ же дыхательные мышцы сдерживают этот импульс и мешают свободному течению дыхания;
· 2) неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы);
· 3) контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.
2. Голосовые складки и гортань.
· Если дыхание несвободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, не предназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.
3. Резонаторная система
· 1) напряжение в гортани блокирует связь голоса между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя звучанию в грудном резонаторе;
· 2) напряжение корня языка, мягкого нёба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, препятствуя звучанию в среднем и верхнем регистрах
4. Артикуляционная система
· Когда дыхание несвободно и не может подкрепить звучание, язык пытается компенсировать эту недостаточность и его артикуляционные способности ухудшаются. Привычные психологические зажимы также часто мешают четкой артикуляции губ.
Работая над голосом, нужно помнить два основных правила:
· а) неясное мышление - существенное препятствие к чистоте артикуляции;
· б) подавление эмоций - не менее существенное препятствие к свободе голоса.
обращений к странице:44731