* При формировании у учащихся правильной самооценки, каких-либо привычек можно применять метод групповых оценок.
В начале урока указывается тема-основание для групповой оценки. Школьники рассаживаются по кругу лицом друг к другу. Каждый получает один бланк (чистый лист с написанной сверху фамилией одного из одноклассников, сидящих в кругу). На бланке ученик пишет свою оценку по данному основанию того одноклассника, фамилия которого написана сверху, и после этого, загнув бланк так, чтобы его запись не была видна, передает его своему соседу. После того как все бланки обойдут один круг, учитель собирает их и отдает каждому бланк с его фамилией. Таким образом, ученик имеет возможность сам вывести среднюю оценку себе, поставленную другими по данному его качеству.
Групповая оценка создает благоприятные условия для последующего обсуждения избранной темы. Через отнесение изучаемого знания к самому себе возможна перестройка уже имеющихся жизненных установок и формирование новых. Групповая оценка стимулирует процесс самопознания.
Однако при использовании этого метода необходимо соблюдать ряд условий: 1) должна быть гарантирована анонимность оценок;
2) следует предупредить всех, что получаемая групповая оценка-это лишь повод для размышления, чтобы лучше познать себя, увидеть себя глазами других людей, осознать какие-то новые проблемы своего бытия среди других и т. д.; 3) следует предусмотреть специальные мероприятия, позволяющие снизить возможные травмирующие эффекты групповой оценки (например, объяснить неудачи недостатком усилий по развитию оцениваемого качества или трудностями задачи и т. д.).
Иными словами, нужно так организовать последующее обсуждение темы, чтобы ученики склонились к мнению, что возможные неудачи в общении с другими-это не какой-то <приговор> для них, а результат их конкретного поведения, достаточно подвластный изменению.
Метод групповых оценок особенно эффективен на занятиях по курсу <Этика и психология семейной жизни>.