* Действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями в одной и той же структуре группы, подчиняющейся определенным общим законам целого. Термин предложен Ж. Пиаже. О.и. не могут возникнуть без формирования внутреннего плана действия. Когда действия становятся умственными, они могут быть перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратное действия и таким образом компенсировать изменения объекта. В реальной жизни обратимость отсутствует, а в представлении можно вернуться к исходному состоянию объекта.
Существует четыре стадии формирования операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Пиаже различает операции логические или логико-математические (классификация и сериация изолированных объектов) и операции инфралогические или пространственно-временные (анализ и синтез самого объекта).