* Отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия учителя по ходу опроса влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязания, насыщение и т. д.).
Подобная оценка не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, она относится не к системе знаний и даже не к предмету в целом, а к известному частичному знанию или навыку. Ее можно назвать парциальной, выделяя тем самым из других типов оценок успешности.
Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы: 1) отсутствие оценки, опосредованная оценка, неопределенная оценка; 2) отрицательные оценки, выражаемые замечанием, отрицанием, порицанием с включением сюда сарказма, упрека, угрозы, нотации; 3) положительные оценки, выражаемые согласием, одобрением, ободрением.
Слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика ;и стимулирующие его движение в том же направлении, можно на-I звать согласием; слова и фразы, указывающие на неправильность ответа и стимулирующие перестройку хода решения,- отрицанием. Не только согласие, но и отрицание играют положительную роль, ведя к перестройке мышления и знаний соответственно логике предмета. Аналогичную роль в отношении констатации и определения правильного решения задачи и верности изложения играет согласие. Его функция-ориентировать школьника в правильности его собственного поступка, закрепить успех на этом пути, стимулировать его движение в том же направлении. Отсутствие оценки или неопределенная для школьника оценка вызывает в нем тягостные эмоциональные переживания.
В числе частых воздействий, посредством которых учитель регулирует состояние класса и отдельных школьников, находится замечание. Замечания становятся отрицательным воздействием лишь тогда, когда ряд замечаний систематически падает на одного ученика. Само по себе отдельное замечание имеет не столько оценочное и стимулирующее значение, сколько играет роль регулятора поведения на уроке.