* В поведении детей от 8 до 12 лет в трудных ситуациях отчетливо проявляются возрастные различия. Более младшие испытывают наибольшие трудности в ситуации, требующей контроля моторных действий; они больше, чем старшие дети, подвержены отклонениям от целенаправленной деятельности, чаще допускают ошибки в первом задании.
Старшие дети (11-12 лет) более чувствительны к тем ситуациям, которые содержат в себе элементы <публичного поведения> и оценивания, а также к возникающему в связи с этим чувству личностной угрозы.
Насколько младшие не видят связи между своими успехами в учебе и собственным будущим и сохраняют оптимизм относительно собственных жизненных перспектив, настолько старшие дети и подростки все более отчетливо видят эту связь, вследствие чего неудачи (и первым делом в учебе) становятся для них источником огорчений и беспокойства.
Наиболее характерной реакцией младших детей на трудности является отказ от достижения результата, старшие дети обнаруживают большую настойчивость, а иногда и упорство в стремлении к цели.