* Введение нового научного понятия имеет следующие основные стадии: 1) ориентация школьников в ситуации задачи, решение которой требует нового понятия; 2) овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет в нем отношение, служащее общей основой решения любой задачи данного вида; 3) фиксация этого отношения в предметной или знаковой модели, позволяющей изучать его свойства в <чистом виде>; 4) выявление таких свойств выделенного отношения, благодаря которому можно вывести условия и способы решения исходной задачи.
Ключевыми моментами здесь является предметное действие, устанавливающее внутреннее отношение объектов, и модель, фиксирующая это отношение; Такая модель существенно отличается от обычных средств наглядности, иллюстрирующих лишь внешние особенности предметов. Модель-это своеобразный <сплав> наглядности и понятия, выражающий общее, внутреннее отношение объекта, подлежащее дальнейшему расчленению.
Вообще там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип наглядности себя оправдывает. Но там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования.