* Учение является своеобразным видом деятельности, в которой цель сдвинута по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. То, что в этой последней является лишь предпосылкой, средством, способом ее осуществления, в учении выступает как цель. С этим смещением цели неизбежно связаны и изменения мотивов.
Существуют два вида учения, или способа научения, и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем смысле не самостоятельная деятельность, а процесс, включенный в другую деятельность (например, игровую, трудовую). Научение, доведение до завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами в том или ином их соотношении.
Действие, выполненное как учебное с целью овладеть способом выполнения данного действия, и внешне то же действие, выполненное не в учебном, а деловом плане с целью получения определенного результата,-это психологически разные действия. В первом случае субъект сосредоточен в первую очередь на способах его выполнения, на его схеме, во втором - на результате.
Овладение определенной системой знаний, сложившихся в процессе исторического развития, является и средством, и целью- так же как развитие способностей является и целью, и средством. В реальном ходе обучения и развития происходит и одно, и другое-и освоение определенной системы знаний, и вместе с тем развитие способностей ребенка.
Но для того чтобы учащийся по-настоящему включился в учение, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были бы им не только поняты, но и внутренне приняты, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях.
В ходе учения происходит изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими. Поэтому деятельность учения есть деятельность учащихся по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.