* Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.
Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется <прогностической>.
Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется <процессуальной>, или <коррегирующей>. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется <ретроспективной>. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе.
Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся начальных классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания. на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.