* (фантазия) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.
В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.
В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания.
В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). .
Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.
План-конспект лекции на тему "Воображение".
Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения. Сновидения как форма воображения: проблема их психологического объяснения (взгляды З.Фрейда и других ученых на роль сновидений в жизни человека).
Воображение и творчество. Особенности художественного воображения и его проявление у детей. Признаки научно-технического воображения, его наиболее ранние проявления. Способы исследования воображения у детей с целью определения их склонности к творчеству и дальнейшего развития этой склонности.
Развитие воображения у детей. Возрастные особенности проявления различных видов воображения (на примере детского рисунка, технического и других видов творчества). Связь между развитием воображения и познавательных психических процессов у ребенка. Воображение и формирование ребенка как личности. Пути развития детского воображения и творческой фантазии.
Воображение - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.