* Человек может приобретать своеобразный негативный опыт, состоящий в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам. Такой опыт усиливает ожидание неподконтрольности человеку результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный дефицит - мотивационный, когнитивный и эмоциональный. Мотивационный дефицит проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию. Когнитивный - в трудности последующего научения тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться достаточно эффективным. Эмоциональный же дефицит проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном или даже депрессивном состоянии. Сознание несопряженности между действием и его результатом может иметь далеко идущие последствия и, если не в ситуации достижения, то хотя бы в ситуации избегания, приводить к депрессивно окрашенной беспомощности. К примеру, если все способы лечения оказываются безрезультатными и болезнь представляется неизлечимой.
Неудача порождает большую беспомощность, чем успех. Но даже успех, который не получает внутреннего объяснения, может вести к проявлению выученной беспомощности вплоть до эмоционального дефицита - появления тревоги.
Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение и каждый результат переживается как неподконтрольный. Постоянно накапливающиеся неудачи ведут к научению беспомощности при условии, что вера в принципиальную разрешимость задачи еще не подорвана, если другие справляются с заданием.
В исследовании, проведенном с учениками V класса в естественной для них ситуации школьных занятий, один из двух учителей давал школьникам разрешимые, а другой - неразрешимые задания. Когда же впоследствии <неразрешимый> учитель давал им задания, которые предварительно, работая с первым учителем, они решали, ученики уже не справлялись с ними. Можно предположить, что дети догадывались о том, что учитель давал им неразрешимые задачи. В этом случае при работе с <неразрешимым> учителем у них могло сложиться убеждение в несопряженности между их действием и результатом, а переживание неудачи и негативная самооценка могли отсутствовать. В итоге они должны были усомниться не в своих способностях, а в своем учителе. Объективная беспомощность при работе с разрешимыми задачами должна проявляться в весьма ограниченных, особых социальных ситуациях.
Человек может прекратить попытки, почувствовав их неэффективность в осуществлении желательного поведения. Или он может быть уверенным в своих способностях, но прекратить попытки к действию, ожидая, что его поведение не окажет нужного эффекта на окружение, лишенное отзывчивости, или будет постоянно наказываться.
Приписывание причин неудачи своей неспособности может серьезно нарушить процесс решения задачи.
Пятиклассники, подразделенные на группы <беспомощных> и <ориентированных на достижение>, после непродолжительной стадии упражнения сталкивались с длительной неудачей в выполнении задания на различение понятий. Ориентированные на достижение успеха дети реагировали на неудачу в первую очередь размышлением о том, как рациональнее организовать процесс решения задачи. В то же время их <беспомощные> товарищи изнуряли себя, объясняя неудачи своей бездарностью, одновременно пытаясь защититься от негативных аффектов и теряя время на безотносительные к заданию фантазии. Кроме того, если большинство ориентированных на достижение детей продолжали придерживаться целесообразных стратегий выдвижения гипотез или даже переходили к еще более эффективным стратегиям, то почти все <беспомощные> дети отказывались от таких стратегий в пользу более примитивных и неэффективных гипотез.