Кондаков И.М. Психология в зеркале
* В книге рассмотрены психологические воззрения, существовавшие в русской культуре в конце XVIII — начале XIX вв. На большом текстовом материале дан анализ различных трактовок души прежде всего тех авторов, которые находились в орбите интересов А.С. Пушкина. Особое внимание обращено на проблемы соотношения души и тела, характера, творчества, сновидений, смерти, „животного магнетизма“, счастья. заказать: по почте: у автора ; или приобрести в магазинах: Ад маргинем , Гилея , Гранлайн , Графоман , Книголюб , Литературный институт , Книжный двор МГУ , Академия , Дмитрий Букин , Российская политическая энциклопедия , Библиотека МГППИ , Библиотека ПИ РАО , Библиотека РАО , Библиотека им. К.Д. Ушинского , Институт языкознания РАН , Музей А.С. Пушкина , Московский дом книги , Русский вестник , Когито–центр , Летний сад , Искусство и религия , Русская деревня , Русский путь , Эйдос . Содержание: Временные периоды, когда человека с особой остротой чувствует ключевые вопросы бытия. § 1. „Отвергая закон разума, воля впадает в зависимость от чувственных побуждений“. § 2. „Мой портрет“. § 3. „Характер очищает в человеке все неприличное его достоинству“. Глава 2. „Спеши еще заполнить звуками мне душу“. Александр Иванович Галич. Суждения Галича о строении человеческой психики. Отказ от естественнонаучного метода анализа в пользу интуиции. Чаадаева об истинном происхождении человеческого разума. Учение Галича о творчестве как о даре (свойстве художника) и о подарке (творческой идее) свыше. Овладение Пушкиным искусством сочетания периодов вдохновения и труда. Адам Мицкевич как человек, „мистически“ ориентированный и с „мистическими“ способностями. Грань между душевным здоровьем и психической болезнью. К.Н. Батюшков. Галич о проблеме связи творчества и психического расстройства. Пушкин часто повторял, что лучше всего ему сочиняется во сне. Сон о „Медном всаднике“. Киреевский считал, что сновидение есть „как бы отверстие, в которое мы можем подсмотреть действия таинственных сил в нашей душе, а может быть и нечто большее“. С.П. Шевырев. Чрезвычайная требовательность Пушкина в отношении к стихосложению. Его самообразование и сетования о недостатках лицейского обучения. Приемы пробуждения фантазии: мимика, интонации и пр. „Ощущение чудесного“ как основа творческого процесса. „Роспись идеалам греческой пластики“. Параллели метафор: Галич — Пушкин. Проведение физиогномических опытов. § 1. „Безверие“. § 2. „Каким образом душа действует на тело, посредственно или непосредственно“? Глава 4. „Три франкмасонских удара в дверь“. Семейная атмосфера. Иван Никитич Инзов. Популяризаторы мистических учений. Места в литературном наследии Пушкина, связанные с „магнетическими“, „электрическими“ и с „огненными“ явлениями. Учение Радищева о эфире как живительной основе мироздания. Данило Михайлович Велланский. „Магические действия“ в судьбе Пушкина. Был ли Чаадаев сумасшедшим? Всепроникновение зла и как с этим бороться. Отсутствие у человеческой души границ и взаимопроникаемость идей. § 1. Учение об очарованности жизнью. § 2. „Чувства души слабеют и меняются“. Заключение.
|