Кондаков И.М. Психология в зеркале
* В книге рассмотрены психологические воззрения, существовавшие в русской культуре в конце XVIII — начале XIX вв. На большом текстовом материале дан анализ различных трактовок души прежде всего тех авторов, которые находились в орбите интересов А.С. Пушкина. Особое внимание обращено на проблемы соотношения души и тела, характера, творчества, сновидений, смерти, „животного магнетизма“, счастья.
заказать:
по почте: у автора ;
или приобрести в магазинах:
Ад маргинем ,
Гилея ,
Гранлайн ,
Графоман ,
Книголюб ,
Литературный институт ,
Книжный двор МГУ ,
Академия ,
Дмитрий Букин ,
Российская политическая энциклопедия ,
Библиотека МГППИ ,
Библиотека ПИ РАО ,
Библиотека РАО ,
Библиотека им. К.Д. Ушинского ,
Институт языкознания РАН ,
Музей А.С. Пушкина ,
Московский дом книги ,
Русский вестник ,
Когито–центр ,
Летний сад ,
Искусство и религия ,
Русская деревня ,
Русский путь ,
Эйдос .
Содержание:
Временные периоды, когда человека с особой остротой чувствует ключевые вопросы бытия.
§ 1. „Отвергая закон разума, воля впадает в зависимость от чувственных побуждений“.
§ 2. „Мой портрет“.
§ 3. „Характер очищает в человеке все неприличное его достоинству“.
Глава 2. „Спеши еще заполнить звуками мне душу“.
Александр Иванович Галич. Суждения Галича о строении человеческой психики. Отказ от естественнонаучного метода анализа в пользу интуиции. Чаадаева об истинном происхождении человеческого разума. Учение Галича о творчестве как о даре (свойстве художника) и о подарке (творческой идее) свыше. Овладение Пушкиным искусством сочетания периодов вдохновения и труда.
Адам Мицкевич как человек, „мистически“ ориентированный и с „мистическими“ способностями. Грань между душевным здоровьем и психической болезнью. К.Н. Батюшков. Галич о проблеме связи творчества и психического расстройства.
Пушкин часто повторял, что лучше всего ему сочиняется во сне. Сон о „Медном всаднике“. Киреевский считал, что сновидение есть „как бы отверстие, в которое мы можем подсмотреть действия таинственных сил в нашей душе, а может быть и нечто большее“. С.П. Шевырев.
Чрезвычайная требовательность Пушкина в отношении к стихосложению. Его самообразование и сетования о недостатках лицейского обучения. Приемы пробуждения фантазии: мимика, интонации и пр. „Ощущение чудесного“ как основа творческого процесса.
„Роспись идеалам греческой пластики“. Параллели метафор: Галич — Пушкин. Проведение физиогномических опытов.
§ 1. „Безверие“.
§ 2. „Каким образом душа действует на тело, посредственно или непосредственно“?
Глава 4. „Три франкмасонских удара в дверь“.
Семейная атмосфера. Иван Никитич Инзов. Популяризаторы мистических учений.
Места в литературном наследии Пушкина, связанные с „магнетическими“, „электрическими“ и с „огненными“ явлениями. Учение Радищева о эфире как живительной основе мироздания. Данило Михайлович Велланский. „Магические действия“ в судьбе Пушкина.
Был ли Чаадаев сумасшедшим? Всепроникновение зла и как с этим бороться. Отсутствие у человеческой души границ и взаимопроникаемость идей.
§ 1. Учение об очарованности жизнью.
§ 2. „Чувства души слабеют и меняются“.
Заключение.