Теория социально научения Роттера
* Теория социально научения Роттера — поведенческая теория личности, автор Дж. Роттер .
А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях.
1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
5. Опыты личности взаимно проницаемы.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.
BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}
Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.
E — ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.
RV— шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}
Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно–специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения.
3–й концепт.
E ra — ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.
Минимальный уровень цели — объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
s1 — психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).
Литература:
Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966;
Rotter J.B., Chance J., Phares E.J. (Eds.) Applications of a social learning theory of personality. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1972.