Ланге (Lange) Фридрих Альберт
* Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена – 21.11.1875, Марбург) — немецкий философ–неокантианец, экономист и психолог.
В 1851 г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии („Quastiones metrical“) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852–1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог.
Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из–за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты „Rhein– und Ruhr– Zeitung“, 1863) и свою книгу („Die Arbeitsfrage“, 1865, в рус.пер.: „Рабочий вопрос“, СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур.
Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем , позиции физиологического идеализма. Перед основой работой своей жизни („Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart“, 2 Bd., Iserlohn, 1866–1875, в рус. пер.: „История материализма и критика его значения в настоящее время“, СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению.
Литература .