Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус,
* Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон (20.6.1859, Родаун, Австрия – 8.9.1932, Лихтенау близ Кремса) — австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано . Сначала обучался основам сельского хозяйства в Высшей школе агрикультуры в Вене, затем — философии в Венском университете (доктор философии, 1885). Работал с 1885 г. по 1888 г. в Грацком университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А. Мейнонга , на представления которого оказал существенное влияние. Основываясь на работах Э. Маха и используя в качестве исследовательской парадигмы восприятие мелодий, открыл в 1890 г. ряд гештальт–качеств , названных в его честь „качествами Эренфельса“: качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество „транспозитивности“ ( образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы) („Uber Gestaltqualitaten“, „Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie“, 1890, 14, S. 249–292). Это исследование стало ключевым для всего гештальтпсихологического направления, и в наибольшей степени учение Эренфельса отразилось на подходах М. Вертхаймера и В. Келера . Сами же гештальт–качества понимались Эренфельсом в рамках учения Брентано об интенцианальности психики, как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, которые обозначал высотой или чистотой гештальтов . В 1888 г. Эренфельс подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене, с 1889 г. он — экстраординарный профессор пражского Немецкого университета, с 1896 г. — ординарный профессор. В дальнейшем с экспериментальной психологии его интересы переместились на вопросы философию. В частности, он пытался обосновать волюнтаристскую этику, в которой процесс мирообразования был представлен как борьба между гештальтпринципом (Бог) и „неоформленным“ (Хаос), а человек трактовался как помощник в работе Бога по упорядочиванию вселенной („Kosmogonie“, 1916); занимался также вопросами философии математики, выводя понятие числа из его субъективной представленности („Das Primzahlengesetz“, 1922). Пробовал себя на поэтичерком поприще. Литаратура .