Одержимость
* Одержимость (лат. – obsession) — понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что–то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики ) характеризовались как „одержимые“, что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по „изгнанию“ духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам же процесс изгнания злых духов („экзорцизм“) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий. Во–первых, экзорцист должен был абсолютно верить в реальность злого духа, во–вторых, дух–помощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем злой дух, в–третьих, перед изгнанием духов экзорцист должен был продолжительное время молиться и поститься. Важно, что все его действия при проведении экзорцизма направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в его решимости освободиться от заболевания, а против мучающего его духа. Другой формой исцеления „одержимого“ было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.), с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть это тело. Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового объекта (прежде всего животных) для вселения. Начиная с эпохи Просвещения понятие „одержимости“ было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде. Лит.: Oesterreich T.K. Die Besessenheit, Langensalz, 1921; Ringger P. Das Problem der Besessenheit, Zurich, 1953.