Методики оценки дивергентного мышления
* Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты:
2. Легкость словоупотребления (символическое — элементы). Тесты: 1) „словесная беглость“ — придумать слова с определенной буквой, например „о“ (поле, окно и т.д.); 2) „суффиксы“ — придумать слова с определенным суффиксом; 3) „префиксы“; 4) „первые и последние буквы“.
4. Образная гибкость (образное — классы). Тест „классификация“ — дано несколько фигур, которые надо распределить на классы.
6. Варианты употребления (семантическое — классы). Тесты: 1) „применение“ — даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2) „альтернативное использование“ — 6 вариантов использования газеты.
8. Легкость в использовании ассоциаций (семантическое — отношения). Тесты: 1) „ассоциативная беглость“ — подобрать синонимы для заданного слова; 2) „включение в сравнение“ — (лягушка мягкая как губка); 3) „контролируемые ассоциации“ — дано два слова, надо определить, что их объединяет.
10. Дивергентная символическая продуктивность (символическое — системы). Тесты: 1) „создание кода из чисел и букв“; 2) „комбинация чисел“ — сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел.
12. Образная адаптивная гибкость (образное — преобразования). Тест „спички“ — дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация.
14. Образное совершенствование (образное — выводы). Тесты: 1) „декорации“ — добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2) „формальные эффекты“ — к простым линиям добавить бессмысленные детали.
16. Семантическое совершенствование (семантическое — выводы). Тесты: 1) „совершенствование плана“ — дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2) „возможные профессии“ — назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка).
Литература:
Тафель Р. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.