Зайферт К. Профессиональное развитие
* I. К определению понятия. 1. В институциональном смысле: карьера как формально–бюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 3. В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. II. Стадии профессионального развития. 1. Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 3. Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. III. Образцы карьеры и профессиональная мобильность. 1. Конвенциональные образцы — в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 3. Нестабильные образцы — неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 5. Трехфазовые образцы — после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что б) профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; г) плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; е) вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам — место работы).
|