Страницы жизни и творчества
* Он был из плеяды одержимых...
Он был одним из тех „зубров“ науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано „плыть против течения“, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства.
После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953 году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2 года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику.
Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученым–психологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна.
С именем А.И. Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии — „эффект уменьшения нефиксированной величины объекта“, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; „константно–аконстантное восприятие“, „сверхаконстантность“, а также „продуктный подход“ и „процесс порождения“.
наукой психики. Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
Основным научным достижением более чем 30–летней творческой деятельности А.И. Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственно–чувственного психического отражения. Анализируя историко–философские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными.
Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И. Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественно–природных принципов структурно–процессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретико–экспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции.
Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна „Константность и полифункциональность восприятия“, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях „Психология пространственного восприятия“ (1990), „Константность и полифункциональность восприятия“ (1992), в коллективной монографии „Принципы порождающего процесса восприятия“ (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах.
В 1999 году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И. Миракяна „Контуры трансцендентальной психологии“ (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления.
В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства.
Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста.
Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ.
(Морина Н.Л.; печатается с разрешения автора статьи)