Давыдов В.В. Деятельность
* В создании полидисциплинарного понятия „деятельность“ в XX в. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность. В английском языке русское слово „деятельность“ звучит как „activity“, — поэтому любой вид практической или познавательной „энергии“ человека называется „activity“. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его „деятельности“, — подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова „Tatigkeit“ и „Handlung“, которые переводятся русскими словами „деятельность“ и „действие“ или „поступок“. Согласно Л. Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с. 199). „–Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями...“ (Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти тт., т. 3, М.: Педагогика, 1993, с. 124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или „идеально“) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий. В работах Л. Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: „В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность“ (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с. 82). И далее Л. Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: „Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой–либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность“ (там же, с. 118). Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л. Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в „зонах ближайшего развития“, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного „индивидуального продолжения“ ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. „...Только то обучение является хорошим, — писал Л. Выготский, — которое забегает вперед развития“ (там же, с. 386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л. Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования). Иными словами, согласно взглядам Л. Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни. А. Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности — мотивы — задачу — средства (решения задачи) — действия — операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. — см. Леонтьев А.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977). В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьников–подростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия „деятельность“ для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования. В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе „программы“. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурно–исторического творчества людей. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В. Берцфаи из семейного архива)
|