Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 

Психологический словарь


Давыдов В.В. Деятельность


* В создании полидисциплинарного понятия „деятельность“ в XX в. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. Понятие деятельности выделяет и определяет специфику общественной жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. Характерная черта общественной жизни людей состоят в том, что она обнаруживает себя только через их деятельность, которая имеет различные виды и формы. Но исторически видом деятельности является коллективная трудовая деятельность.
В английском языке русское слово „деятельность“ звучит как „activity“, — поэтому любой вид практической или познавательной „энергии“ человека называется „activity“. Однако не все проявления жизненной энергии или активности человека могут быть отнесены к его „деятельности“, — подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие слова „Tatigkeit“ и „Handlung“, которые переводятся русскими словами „деятельность“ и „действие“ или „поступок“.
Согласно Л. Выготскому, мышление наперед устанавливает и подготовляет, предварительно организует то, что затем индивид совершает в реальных действиях (там же, с. 199). „–Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями...“ (Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти тт., т. 3, М.: Педагогика, 1993, с. 124). Иными словами, человек первоначально мысленно (или „идеально“) строит то, что затем стремиться получить как результат своих реальных действий.
В работах Л. Выготского специально отмечается особая роль личной деятельности детей в их воспитании и обучении: „В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность“ (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, с. 82). И далее Л. Выготский формулирует особый психологический закон. определяющий место собственной деятельности ребенка в его воспитании: „Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой–либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будут действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность“ (там же, с. 118).
Вопрос о соотношении обучения (воспитания) и развития Л. Выготский решал, опираясь на общий генетический закон развития психических функций у ребенка, обнаруживающийся в „зонах ближайшего развития“, которые создаются в процессе его обучения, в процессе его общения со взрослыми и сверстниками (нечто новое ребенок сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими). Новая психическая функция появляется у ребенка в качестве своеобразного „индивидуального продолжения“ ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой со стороны взрослого и есть обучение. „...Только то обучение является хорошим, — писал Л. Выготский, — которое забегает вперед развития“ (там же, с. 386). Вне такого обучения (воспитания) в психической жизни ребенка невозможны процессы, которые связаны с его развитием (в этих положениях Л. Выготского выражено его понимание сущности развивающего обучения и воспитания, т.е. развивающего образования).
Иными словами, согласно взглядам Л. Выготского, учителя (воспитатели) в процессе своей педагогической деятельности могут, опираясь на вполне определенные цели, организовать и руководить обучением и воспитанием питомцев с пониманием психологических законов их собственной деятельности и педагогических правил изменения их активной социальной среды. Эти взгляды понятны тем учителям (воспитателям), которые умеют творчески работать с самыми разными конкретными детьми в весьма различных и неповторимых ситуациях их жизни.
А. Леонтьев разработал оригинальную общепсихологическую теорию деятельности, согласно которой целостная деятельность включает в себя следующие компоненты: потребности — мотивы — задачу — средства (решения задачи) — действия — операции. Деятельность в процессе ее осуществления человеком постоянно трансформируется (например, коллективная деятельность превращается в индивидуальную; действие при изменении его цели может стать операцией и т.д. — см. Леонтьев А.Н. Теория. Сознание. Личность. М.: Изд. полит. лит., 1977).
В исследованиях проблем развивающего обучения особенно подробно изучены содержание и структура учебной деятельности, процессы ее интериоризации, ее влияние на развитие у детей теоретического сознания и мышления, памяти, воображения, личности (см.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986). В настоящее время в России разворачиваются работы, связанные с изучением ведущей деятельности школьников–подростков, с развитием у них на основе этой деятельности умения общаться и практического сознания. Результаты этих исследований демонстрируют исключительное значение полидисциплинарного понятия „деятельность“ для раскрытия и описания достаточно тонких закономерностей психического развития человека, закономерностей построения развивающего образования.
В последнее десятилетие в России проведен ряд серьезных философских, логических и общепсихологических исследований деятельности (см.: Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Изд. полит. изд., 1990). Было показано, что преобразующий характер любой деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе „программы“. В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурно–исторического творчества людей.

(Статью в авторской редакции предоставила Л.В. Берцфаи из семейного архива)







PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика