Давыдов В.В. Психология
* Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов.
Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественно–историческую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов.
Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, — это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественно–исторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного.
Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.).
Дифференциально–интеграционные процессы, превратившие психологию в „куст“ отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозно–мифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином „душа“). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): „Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь?“ Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие.
Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты „О душе„, „Происхождение животных“ и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: „(Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным)“ (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 42).
Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: „Ожидание относится к вещам будущим, память — к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет“ (Августин. Творения. Киев, 1900–1905, ч. 2, с. 302–303).
В психофизиологии XIX в. Г. Гельмгольц показал недостаточность анатомо–физиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют „бессознательные умозаключения“. Ч. Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В. Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии).
В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 20–30 гг. была разработана культурно–историческая теория психического развития человека (научная школа Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.). В научных школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н. Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и др.).
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно–технический прогресс. Изучение проблем „искусственного интеллекта“, с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии.
Литература.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2–х тт. М., 1983.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.
Экспериментальная психология: Пер. с фр. 1–5 тт. Ред.–сост. П. Фресс и Ж. Пиаже.
Misiak H., Sexton V. History of Psychology. N.Y.–L., 1968.
(Статью в авторской редакции предоставила Л.В. Берцфаи из семейного архива)