Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
     


Психология жизни

Последние 7, 30 поступлений.
Как полюбить себя и обрести успех в жизни
Вернись я все прощу
Переизбыток полезности
Как перестать есть на эмоциях?
Шесть причин слабости
Как увеличить пространство интерьера
Как создать мощный поток клиентов
 Дневник мудрых мыслей  Общество успешных  Страница исполнения желаний  Анекдоты без цензуры  Генератор Позитива
Партнеры проекта
 

Психологический словарь


Давыдов В.В. Психология


* Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов.
Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественно–историческую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов.
Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, — это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественно–исторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного.
Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.).
Дифференциально–интеграционные процессы, превратившие психологию в „куст“ отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки.
Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозно–мифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином „душа“). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): „Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь?“ Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие.
Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты „О душе„, „Происхождение животных“ и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: „(Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным)“ (Аристотель. О душе. М., 1937, с. 42).
Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: „Ожидание относится к вещам будущим, память — к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет“ (Августин. Творения. Киев, 1900–1905, ч. 2, с. 302–303).
В психофизиологии XIX в. Г. Гельмгольц показал недостаточность анатомо–физиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют „бессознательные умозаключения“. Ч. Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В. Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии).
В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 20–30 гг. была разработана культурно–историческая теория психического развития человека (научная школа Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др.). В научных школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н. Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна и др.).
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно–технический прогресс. Изучение проблем „искусственного интеллекта“, с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии.
Литература.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2–х тт. М., 1983.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.
Экспериментальная психология: Пер. с фр. 1–5 тт. Ред.–сост. П. Фресс и Ж. Пиаже.
Misiak H., Sexton V. History of Psychology. N.Y.–L., 1968.
(Статью в авторской редакции предоставила Л.В. Берцфаи из семейного архива)







PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика