* Обучение учащихся какому-либо понятию состоит из трех фаз:
А-предактивная (подготовительная) фаза,
В-фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию и
С-фаза оценки результатов обучения. Эти фазы состоят из следующих действий.
Л. Предактивная фаза. 1. Осуществляется анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения с тем, чтобы установить ключевые аспекты, соподчиненность понятий, конкретные примеры, методы предъявления, действия и способы оценки.
2. Оцениваются предшествующие знания учеников. Если это невозможно, то это действие переносится на фазу взаимодействия.
В. Фаза взаимодействия. 3. Дается предварительное представление о характере нового научения.
4. Объясняются термины, используемые с целью обозначения новых понятий, признаки этих понятий, усвоенные понятия связываются с вновь усваиваемыми.
5. Для облегчения идентификации (узнавания, различения) существенных признаков приводится серия упрощенных примеров с несколькими признаками.
6. Для того чтобы ученики легко различали критериальные и некритериальные (т. е. существенные и несущественные) признаки, характерные особенности первых усиливаются, на них делается больший акцент.
7. Приводится серия примеров, порядок предъявления которых позволяет представить весь диапазон критериальных признаков наиболее экономным образом.
8. Для различения критериальных и некритериальных признаков приводятся примеры объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям.
9. Приводятся новые примеры критериальных и некритериальных признаков с тем, чтобы ученики идентифицировали признаки критериальные. При каждом различении осуществляется обратная связь.
10. Ученики поощряются к объяснению характера понятий собственными словами.
11. Обеспечивается руководство научением (подсказка), гарантирующее возрастающую самостоятельность учеников в идентификации новых примеров данных понятий.
С. Оценка. 12. Ученикам предъявляются новые примеры с тем, чтобы те указали, какие из них есть примеры вновь усвоенных понятий, а какие таковыми не являются. (Естественно, что этот процесс во немалом строится на тех же методиках, которые используются для оценки начального уровня умений учеников.)
Конечно, в этом описании процесса обучения понятиям нет ни одного строго обязательного действия. Учитель может пользоваться и другими схемами обучения, но, должно быть, фазы процесса обучения останутся те же.