Функциональный мотив
* Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею результат.
* Функциональный мотив (от лат. functio – исполнение и moveo – двигаю) — элемент мотивационно–потребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею — в форме потребления предмета или его создания — результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В „Никомаховой этике“ Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности — как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19 века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телесно–функциональные потребности), или психологические качества (душевно–функциональные потребности), такие, как зрение, слух, речь, эмоции, воля и пр. (В. Ерузалем). В психологии 20 века исследованием были охвачены разные виды функциональных мотивов. Так, изучение детской игры привело к пониманию игрового поведения как имеющего целью само осуществление деятельности, а не практический результат ( В. Штерн , К. Бюлер , А.Н. Леонтьев ). Р. Вудвортс в 1947 г. привлек внимание исследователей к существованию такой потребности, как потребность в восприятии, что привело к проведению экспериментальных работ по ориентировочной деятельности (Д. Берлайн, Г. Харлоу) и феноменологическому описанию эмоции интереса ( К. Изард ). В исследованиях интринсивной мотивации также можно найти анализ субъективного ощущения „радостной поглощенности жизнью“, при которой индивид как бы полностью растворяется в предмете, на который направлена его деятельность, и забывает о существовании собственного Я ( М. Вертгеймер , А. Маслоу и др.). При типологическом анализе функциональных мотивов различают:
— предметно–функциональные мотивы (или предметные интересы), ориентированные на окружающий мир, к которым можно отнести опредмеченные потребности в игре, в общении и эмоциональном переживании, в познании, в художественном творчестве и в которых доминирующую роль играют представления, фантазия и, в конечном счете, социальные факторы.
функционального удовольствия , функциональных потребностей, предметно–функциональных потребностей, интринсивной мотивации (intrinsic motivation).
Иерузалем В. Учебник психологии. М., 1911;
Хейзинга Й. Человек играющий. М. 1992;
Судзуки Д.Т. Основы дзэн–буддизма // Дзэн–буддизм. Бишкек. 1993.