* Типологическая и факторная концепции личности имеют в принципе статический характер. Типы и факторы (черты) призваны охарактеризовать форму личности. Динамическая концепция, напротив, исходит из представления о силах, взаимодействием которых между собой и со внешней средой и создается структура личности. Эта теория имеет психоаналитическое происхождение. Далее говорится о подсистемах или отдельных областях структуры личности; не следует смешивать эти инстанции с чертами личности или переменными.
Известно, что сознательные явления составляют лишь малую часть психики и что психические реакции в значительной мере детерминированы деятельностью бессознательного. <У сердца есть резоны, неведомые разуму>,- сказал в свое время Паскаль, и большинство людей действительно не отдают себе отчета в истинных причинах своих действий. Тем не менее большая часть этих детерминант может осознаваться и выходить, таким образом, из сферы, названной 3. Фрейдом <подсознанием>,
3. Фрейд ввел понятия <Я> и <Оно>. Для различения этих структур он предложил принимать во внимание законы их функционирования. Проявления системы, соответствующей <сознанию>, <Я>, управляются принципом реальности, проявления <Оно>-принципом удовольствия. Первые соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установ-лениям и логике. В основе вторых лежат субъективные потребности биологического или аффективного порядка.
<Я> для 3. Фрейда-это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации. Он включает в себя восприятие, интеллект и моторику. Он оказывается, с одной стороны, средоточием познавательных и исполнительных функций и в то же время включает в себя волю и фактические цели. Это та инстанция, которая господствует над побуждениями к движению, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого <Я> исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияния и действий, как угрожающие представлению личности о себе самой. Этому способствуют механизмы психологической защиты <Я>.
<Я> и <Оно> не разделены резкой границей. <Я> старается содействовать влиянию внешнего мира на <Оно> и осуществлению тенденций этого мира, стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в <Оно>, принципом реальности. По отношению к <Оно> <Я> подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и <Я> превращает обыкновенно волю <Оно> в действие, как будто бы это было его собственной волей.
3. Фрейд предположил также существование некоторой инстанции в <Я>, которая названа <Я-идеалом> или <Сверх-Я>. В психоаналитической теории <Сверх-Я>-это инстанция социальных запретов и норм, неосознаваемое действие которой побуждает <Я> избегать виновности, защищаться от инстинктивных импульсов, исходящих от <Оно>. <Я> как бы выступает ареной вечной борьбы между <Оно> и <Сверх-Я>, пытаясь найти компромисс, баланс между их противоположными тенденциями, в принципе несовместимыми.
Важно отметить, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает.