Жрец вознес молитвы восходящему солнцу, затем попросил у богов грозы, а у богини животных – сжалиться над глупцами. Кто-то рассказал ему в то утро, что Илия вернул сына вдовы из царства мертвых.
Город находился в страхе и волнении. Все верили, что израильтянин получил силу от богов на Пятой Горе, и теперь все труднее становилось уничтожить его. "Но такой случай подвернется", – сказал себе жрец.
Боги предоставят возможность расправиться с ним. Но божественный гнев был вызван, видимо, другими причинами, и появление ассирийцев в долине – какой-то знак. Почему подходят к концу столетия мирной жизни? У него был ответ: изобретение Библоса. В его стране была создана форма письменности, доступная всем – даже тем, кто не был готов ею пользоваться. Любой человек может научиться ей в короткое время, но это означает конец цивилизации.
Жрец знал, что из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек, самое ужасное и самое сильное – слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно вовремя обнаружить и избежать смерти.
Слово же разрушает незаметно. Если о священных обрядах узнают люди, многие смогут ими воспользоваться, чтобы попытаться изменить мир, и это может вызвать гнев богов. До сих пор только род жрецов хранил память предков, поклявшись держать в тайне знания, передаваемые из уст в уста. Чтобы разобраться в иероглифах египтян, требовались годы учения. Таким образом, только хорошо подготовленные люди – писцы и жрецы – могли обмениваться знаниями.
У других народов были свои примитивные формы письменности, но они были так сложны, что никто за пределами их стран и не пытался изучать эти знаки. Однако изобретение Библоса таило в себе взрывную силу: в любой стране, независимо от ее языка, можно им пользоваться. Даже греки, обычно отвергавшие все, что было придумано не ими, уже применяли финикийское письмо в торговых соглашениях. Прекрасно умея присваивать себе все новое, они окрестили изобретение Библоса греческим словом – алфавит.
Существовала опасность, что людям откроются тайны, хранимые веками. Святотатство Илии, вернувшего человека с другого берега реки смерти, как это умели египтяне, казалось в сравнении с этим сущим пустяком.
"Мы наказаны за то, что не можем бережно хранить то, что свято, – подумал он. – Ассирийцы уже совсем рядом, они перейдут долину и уничтожат культуру наших предков".
И покончат с письменностью. Жрец знал, что появление врага не случайно.
Это расплата. Боги все хорошо продумали, чтобы никто не понял, что они виноваты во всем. Они поставили у власти наместника, которого больше заботят торговые дела, чем армия; разбудили в ассирийцах алчность, все реже посылали на землю дожди; и вот наконец прислали нечестивца, чтобы посеять вражду в городе. Скоро произойдет последнее сражение.
Акбар и после этого будет жить, как прежде, но письменность Библос навсегда исчезнет с лица земли. Жрец бережно отер камень, стоявший там, где давным-давно иноземный паломник нашел место, отмеченное небом, и основал город. "Как же прекрасен камень", – подумал он. Камни – это образы богов: твердые, выносливые, они выдерживают любые условия и не должны объяснять, зачем они здесь. Как гласило поверье, середина земли отмечена камнем. В детстве он твердо решил отправиться искать этот камень. Он хранил свое намерение до начала этого года, но, увидев ассирийцев в глубине долины, понял, что никогда не сможет осуществить свою мечту.
"Ничего. Придется пожертвовать моим поколением за то, что мы разгневали богов. В истории мира есть вещи неизбежные, и с ними нужно смириться".
Он пообещал себе слушаться богов – не пытаться предотвратить войну.
"Наверное, мы подошли к концу времен. Нельзя убежать от бед, которых становится все больше".
Жрец взял свой жезл и вышел из небольшого храма. У него была назначена встреча с военачальником Акбара.
Он уже был у южной стены города, когда к нему подошел Илия.
– Господь воскресил мальчика, – сказал израильтянин. – В городе верят в мою силу.
– Мальчик, верно, не умирал, – ответил жрец. – Такое уже много раз случалось: сердце останавливается и вскоре снова начинает биться. Сейчас все в городе говорят об этом, а завтра вспомнят, что боги рядом и могут услышать то, что они говорят. Тогда люди потихоньку и умолкнут. Мне нужно идти, ведь ассирийцы готовятся к сражению.
– Послушай, что я скажу: после случившегося вчера вечером чуда я отправился ночевать за пределы города, поскольку нуждался в покое. И вот, явился предо мной снова ангел, которого я видел на вершине Пятой Горы. Он сказал мне: война разрушит Акбар.
– Города нельзя разрушить, – сказал жрец. – Они будут отстроены снова сто сорок раз, ведь боги знают, где основали их, и именно там они им нужны.
К ним подошел наместник со свитой придворных и спросил:
– Что тебе нужно?
– Чтобы вы стремились к миру, – снова сказал Илия.
– Если тебе страшно, возвращайся туда, откуда пришел, – сухо сказал жрец.
– Иезавель и твой царь ждут бежавших пророков, чтобы расправиться с ними, – сказал наместник. – Я хотел бы, чтобы ты рассказал мне, как тебе удалось подняться на Пятую Гору и не погибнуть от небесного огня.
Жрецу нужно было вмешаться в этот разговор. Наместник раздумывал о переговорах с ассирийцами и мог использовать пророка в своих целях.
– Не слушайте его, – сказал он. – Вчера, когда его привели на суд предо мною, я видел, что он плачет от страха.
– Я плакал о тех бедах, которые случились по моей вине. Ибо я боюсь только Бога и себя самого. Я не убежал из Израиля и готов вернуться туда, как только позволит Господь. Я свергну с престола вашу прекрасную царевну, и над моей землей снова воссияет израильская вера.
– Нужно быть бесчувственным, чтобы не поддаться чарам Иезавели, – язвительно заметил жрец. – Но даже если так и будет, мы пошлем другую, еще более прекрасную женщину, как уже случалось и до Иезавели.
Жрец говорил правду. Двести лет назад царевна Сидонская смогла соблазнить мудрейшего из всех правителей Израиля – Царя Соломона. Она заставила его построить жертвенник в честь богини Астарты, и Соломон послушался ее. Из-за этого святотатства Господь поднял войска соседей на Израиль, и Соломон был свергнут с престола.
"То же случится и с Ахавом, мужем Иезавели", – подумал Илия. Господь призовет его исполнить обет, когда придет время. Но к чему пытаться убедить людей, стоявших перед ним? Они, как те, кого он видел прошлой ночью, – люди, стоявшие на коленях в доме вдовы и прославлявшие богов Пятой Горы. Обычаи никогда не позволят им думать иначе.
– Жаль, что мы должны чтить закон гостеприимства, – сказал наместник, уже забыв, видимо, слова Илии о мире. – Если бы не это, мы помогли бы Иезавели расправиться с пророками.
– Вы оставляете меня в живых вовсе не поэтому. Вы знаете, что я – ценный товар, и хотите доставить Иезавели удовольствие уничтожить меня собственными руками. Но со вчерашнего дня люди верят в мою чудодейственную силу. Они считают, что я повстречал богов на вершине Пятой Горы. Вам ничего не стоило бы прогневить богов, но вы не хотите сердить жителей города.
Наместник и жрец направились в сторону городских стен, оставив Илию в одиночестве. В тот миг жрец решил, что при первой же возможности убьет израильского пророка. То, что прежде было всего лишь товаром, превратилось в серьезную угрозу.
Увидев, что они ушли, Илия пришел в отчаяние. Что ему сделать, чтобы служить Богу? Тогда он стал выкрикивать посреди площади:
– Народ Акбара! Вчера вечером я поднялся на Пятую Гору и говорил с живущими там богами. Вернувшись оттуда, я смог воскресить мальчика из царства мертвых!
Рядом с ним собрались люди; весь город уже знал о случившемся. Наместник и жрец остановились посреди дороги и пошли обратно – посмотреть, что происходит. Израильский пророк говорил, что видел богов Пятой Горы, хотя сам поклонялся Единому Богу.
– Я прикажу убить его, – сказал жрец.
– Народ восстанет против нас, – ответил наместник, заинтересованный тем, что говорил чужеземец. – Лучше подождать, пока он совершит ошибку.
– Прежде чем я спустился с горы, боги доверили мне помочь наместнику решить, как быть с ассирийцами, – продолжал Илия. – Я знаю, что он – достойный человек и хочет выслушать меня, но есть люди, которым нужна война. Они не разрешают мне подойти к нему.
– Израильтянин – человек святой, – сказал один старец наместнику. – Никто не может подняться на Пятую Гору и не погибнуть от небесного огня, а этот человек смог и теперь воскрешает мертвых.
– Тир, Сидон и все финикийские города давно живут в мире, – сказал другой старец. – Мы пережили и другие, еще большие невзгоды и смогли преодолеть их.
Прорываясь сквозь толпу, к Илие шли больные и калеки. Они касались его одежды и просили исцелить их от болезней.
– Прежде чем давать советы наместнику, исцели больных, – сказал жрец. – Тогда мы поверим, что боги Пятой Горы помогают тебе.
Илия вспомнил то, о чем прошлой ночью сказал ангел: ему разрешено использовать только обычную человеческую силу.
– Больные взывают о помощи, – настойчиво повторил жрец. – Мы ждем.
– Вначале мы должны позаботиться о том, чтобы предотвратить войну. Если нам это не удастся, больных и увечных станет еще больше.
Разговор прервал наместник:
– Илия пойдет с нами. Его коснулось божественное вдохновение.
Хотя наместник не верил в то, что на Пятой Горе обитают боги, ему нужен был союзник, чтобы помочь убедить народ, что единственный выход – мир с ассирийцами.
По дороге, идя на встречу с военачальником, жрец сказал Илие:
– Ты сам не веришь в то, что сказал.
– Я верю, что мир – единственное, что нам осталось. Но не верю, что на вершине этой горы живут боги. Я был там.
– И что же ты увидел?
– Ангела Господня. Я уже видел этого ангела раньше там, где проходил мой путь, – ответил Илия. – Есть только один Бог.
Жрец засмеялся.
– То есть, по-твоему, тот же бог, что устроил грозу, создал и пшеницу, хотя это совершенно разные вещи.
– Ты видишь Пятую Гору? – спросил Илия. – С какой бы стороны ты на нее ни посмотрел, она будет казаться разной, хотя это все та же гора. Вот так и все, что нас окружает: это разные лица одного и того же Бога.
Они поднялись на каменную стену Акбара. Оттуда можно было разглядеть лагерь неприятеля: вдали белели шатры ассирийцев.
Еще раньше, когда часовые обнаружили в долине ассирийцев, лазутчики сообщили, что те пришли с целью разведать силы финикийцев. Военачальник предложил взять их в плен и продать в рабство. Наместник же решил прибегнуть к другой стратегии: не делать ничего. Он полагался на то, что, установив с ними хорошие отношения, сможет открыть новый рынок для торговли изделиями из стекла, сделанными в Акбаре. Кроме того, даже если ассирийцы готовятся здесь к войне, они должны знать, что маленькие города всегда принимают сторону победителя.
В таком случае все, что нужно ассирийским предводителям – пройти через эти города, не встретив сопротивления, и добраться до Тира и Сидона, которые действительно хранили богатства и знания своего народа.
Ассирийский отряд расположился лагерем в глубине долины, постепенно прибывали подкрепления. Жрец говорил, что знает причину появления ассирийцев: в городе есть колодец с водой, единственный колодец в нескольких днях пути по пустыне. Если ассирийцы хотят завоевать Тир или Сидон, им нужна эта вода, чтобы обеспечить ею свое войско.
В конце первого месяца их еще можно было изгнать. В конце второго Акбар мог бы с легкостью одержать победу и договориться о почетном отступлении ассирийских воинов.
Стали ждать боя, но ассирийцы не нападали. В конце пятого месяца еще можно было выиграть сражение. "Они скоро нападут, ведь наверняка они мучаются от жажды", – говорил себе наместник. Он потребовал, чтобы военачальник разработал план обороны и проводил постоянные учения своих войск на случай внезапного наступления врага.
Но сам наместник был занят только приготовлениями к миру.
обращений к странице:8662