ПУТИН-2012. Третий срок можно сделать вторым первым
Судя по некоторым заявлениям представителей российской власти, идея третьего президентского срока постепенно трансформируется и преобразовывается. Если еще недавно дискуссия велась о выборе между третьим президентским сроком или наследниками-преемниками, то теперь обществу предлагается новая коллизия. Станет ли преемник полноправным президентом, или займет свой пост лишь временно на период от года до четырех, чтобы на следующих выборах в 2012 году, а то и раньше, вернуть президентское кресло Владимиру Путину.
Запад не поможет
Может быть, идея третьего президентского срока для Владимира Путина и не умерла окончательно, но очевидно, что она отложена в долгий ящик, и к 2008 году должно случиться нечто невероятное, чтобы позволить президенту игнорировать Конституцию. Причем, об отказе от третьего срока свидетельствуют отнюдь не многочисленные заверения об этом самого президента. Хотя на днях в Шанхае он вновь подтвердил, что на третий срок не останется, но за шесть лет пребывания на своем посту Владимир Путин сделал не мало взаимоисключающих заявлений, когда каждое из последующих отменяло предыдущее (достаточно вспомнить историю с выборностью губернаторов, которую Путин сначала обещал не отменять, а потом все же отменил).
О том, что третьего срока подряд, скорее всего, не будет, больше свидетельствуют до отчаяния смелые заявления лидера “Единой России” и главы парламента Бориса Грызлова о том, что его партия не позволит менять Конституцию и т.п. Понятно, что если б подобное решение не было принято раньше “на верху”, лидер единороссов не только не был бы так смел, но и говорил бы совершенно обратное.
Конечно, если б речь шла только об общественном мнении в России, то с ним вряд ли кто-то стал бы считаться, даже если б оно было против третьего срока. Но огромная масса политологов и социологов убеждает всех и вся, что реальных оппонентов на выборах у Путина, прими он в них участия нет. И очевидно, что это действительно так.
Вот только в глазах Запада подобное поклонение 60% россиян президенту не имеет никакого значения. Легитимных же способов добиться признания Западом третьего срока не существует.
Был ли шанс?
Наиболее оптимальным вариантом сохранить президентское кресло за Владимиром Путиным еще лет на восемь было многократно рассматривавшееся объединение России и Белоруссии. Был период, когда ход объединения действительно внушал оптимизм. Однако Александр Лукашенко оказался не прост. Не давно он и вовсе заявил, что Белоруссия не собирается входить в состав России. Что же до почти уже мифического союзного государства процесс его создания может длиться еще не одну пятилетку.
Очевидно, что договориться с Лукашенко об объединении не удалось. Белорусский президент совсем не готов покинуть политическую сцену, а российская сторона явно не готова удовлетворить его амбиции. Таким образом, не добившись объединения с Белоруссией российская правящая элита утратила и возможность создать новую Конституцию, а Владимир Путин лишился возможности избираться президентом нового государства.
На фоне краха объединительного процесса с Белоруссией год назад появились слухи даже о возможном объединении с Казахстаном.
Хотя Назарбаев и не был сторонником развала СССР, и его назначение главой союзного правительства рассматривалось Горбачевым, как способ борьбы с национальным сепаратизмом и сохранения СССР, сегодня у него нет причин для объединения с Россией. После удачных перевыборов президент Казахстана избежал риска стать жертвой цветной революции. И теперь он минимум еще семь лет может руководить своей страной, а, следовательно, ему не зачем делиться властью с российской элитой. У Казахстана мощная собственная промышленная и сырьевая база, а потому из всех республик бывшего СССР он объективно меньше всех нуждается в возрождении Союза.
Влияние же российских спецслужб, по мнению ряда экспертов, в Казахстане явно не достаточно. Даже бывшие коллеги по КГБ здесь давно уже преследуют свои личные и национальные интересы. Тем временем Казахстан активно обрабатывают американцы и китайцы, тогда как Россия в первые годы суверенитета, практически безмолвно, позволила казахским властям выдавить большую часть русскоязычного населения из страны, оставшись без “пятой колоны” в регионе. Таким образом, Россия вряд ли может контролировать и влиять на сложные межклановые отношения в Казахстане, или разыграть карту спорных русских территорий, которые при советской власти были пририсованы к Казахстану, что могло бы позволить ей оказывать давление на Назарбаева.
Кстати, МИД Казахстана быстро, резко и однозначно отверг возможность объединения России и Казахстана. Но даже если предположить, что это предложение могло быть принято, то его реализацию технически трудно было бы осуществить к весне 2008 года.
Возможно, рассматривался и третий вариант продления полномочий. Он мог оказаться достаточно циничным и кровавым, но, тем не менее не давал стопроцентной гарантии сохранения Владимиром Путиным президентских полномочий.
Единственным президентом США, который избирался на президентский пост трижды, был Франклин Делано Рузвельт. Считается, что причиной такого исключения стала война (президентские выборы проходили в 1944 году).
Поскольку, вариант расширения государства для изменения Конституции стал маловероятен, технически более доступным мог стать другой трагический сценарий вовлечения России в войну. Наиболее перспективным с этой точки зрения регионом является Кавказ. Однако на третью чеченскую войну рассчитывать не приходится, да и подобный локальный конфликт вряд ли мог бы помешать выборам. Первая чеченская ни как не помешала президентским выборам 1996 года. Поэтому потребовалось бы “взорвать” несколько регионов страны.
Очевидно, что за последние год-два резко обострилась ситуация сразу в нескольких кавказских республиках: в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. События здесь уже находят отклик в Ставропольском крае, Астраханской и Волгоградской областях, где усилились процессы исламизации населения, за счет миграции с Кавказа. А при умелом разыгрывании конфликта в регионе в него можно было бы вмешать Грузию, Азербайджан и Армению, при явном или скрытом участии Турции и Ирана. Серьезная война на Кавказе позволила бы Владимиру Путину продлить на какое-то время президентские полномочия.
Но Закон “О чрезвычайном положении” предусматривает отмену всех выборов в стране только на период ЧП. А главное подобная война вряд ли повысила бы популярность власти, и не только переизбраться, но и оставить власть преемнику стало бы проблематично. Да и в глазах мирового сообщества России, а соответственно и ее нынешней власти, вряд ли удалось бы сохранить лицо.
Впрочем, прошлогодние события в Нальчике некоторые эксперты склонны были рассматривать как репетицию “силового варианта”. Хотя, по их мнению, заинтересована в нем скорее не путинская команда, а некий второй эшелон силовиков, имеющих определенное влияние на ситуацию в стране, но недовольных тем, что их отодвинули “от кормушки” так называемые “питерские”.
Наследники
Легитимизировать третий срок можно еще и через всенародный референдум. И не только значительная часть обывателей, но и большинство российских политиков с удовольствием бы поддержали идею его проведения. Не случайно вновь активизировались разговоры о том, что последняя возможность инициировать проведение референдума по закону истекает в июле, а потому, мол, нужно торопиться.
Очевидно, настолько, что ни референдума, ни новых выборов проводить не надо, что народ бы третий срок поддержал. Но тому же Лукашенко подобная игра с законодательством принесла только звание изгоя в мировой политике. Конечно, Россия не Белоруссия и объявить изгоем российского президента было бы не так просто. Но очевидно, что полного признания третьего президентского срока на Западе добиться бы не удалось, а претензии к России по-поводу антидемократичности ее режима возросли бы многократно. Поэтому и приходится искать преемников.
Формально считается, что их как бы два - одновременно назначенные вице-премьерами Медведев и Иванов. И тому и другому даны огромные полномочия и возможности проявить себя до выборов, а главное оба не сходят с экранов телевизоров, активно занимаясь собственной предвыборной раскруткой. Однако реальный преемник пока все же один - Дмитрий Медведев.
И дело не в том, что Иванов, который гораздо раньше пришел в публичную политику и давно уже занимает авторитетные государственные должности, проигрывает в рейтингах популярности Медведеву, который лишь не давно вышел из тени администрации президента на политическую арену. Просто груз “грехов” Иванова не позволит ему подняться на вершины президентского кресла.
Можно сколько угодно спорить об отношении к Иванову военных. Кто-то считает, что Министр обороны абсолютно не популярен среди своих же подчиненных, кто-то с этим может не согласиться. Но “Дело рядового Сычева” знают все, как и реакцию Министра, который то заявлял, что ничего об этом не знает, то, что ничего страшного не случилось.
Длившийся пару месяцев скандал вокруг неуставных отношений в российской армии таки замяли, но это не значит, что он не всплывет во время избирательной кампании. Как и история с сыном г-на Иванова, который на своей машине задавил какую-то старушку. В былые времена, когда подобное случалось со “звездными” детками, дело, конечно, старались замять, а от пострадавших откупиться. Но нынешняя российская элита слишком скупа и самонадеянна, а потому дите Иванова не только не захотело извиняться и откупаться, но и само объявило себя пострадавшим, и на родственников убитой завели уголовное дело.
История с сыном министра темная и скандальная, но и она сыграет свою роль в ходе выборов. Дети “цезаря”, как собственно и его жена должны быть вне подозрений, особенно в России, где царь, генсек, президент должны обладать чуть ли не сакральной святостью, дабы пользоваться уважением подданных. С этой точки зрения Медведев, за которым не тянется ни каких публичных скандалов, предпочтительнее Иванова.
Впрочем, на этих двух фамилиях список преемников не заканчивается, о чем заявил в Шанхае и сам Владимир Путин, дав понять, что выбор у него гораздо шире. Путин заметил, что преемником на посту главы государства может быть человек, который “не совсем известен”: “Совсем неизвестным - вряд ли, такие люди всем известны, но просто они не звучат”. И, как заметил президент, совершенно не обязательно он “звучит в списке из двух человек”.
И здесь уже прогнозы политологов начинают напоминать гадание на кофейной гуще. Кто-то называет полпреда в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, кто-то экс-генерального прокурора Устинова, кто-то даже Краснодарского губернатора Ткачева…
2012 и раньше
Проблема преемника начинается с самих выборов. Если идею третьего срока поддерживает большинство россиян, то безоговорочно поддержать его преемника, согласны не многие. Юрий Левада, в например, считает, что операция “Преемник” - это наименее популярный в обществе вариант. “Чем лучше оценивается Путин, тем хуже люди, которые его окружают. Они кажутся чужими и корыстолюбивыми, и мало кто хочет прихода правителя из этой среды”. По словам социолога, граждане готовы либо поддержать Владимира Путина, если он пойдет на третий президентский срок, либо хотят настоящих выборов, “чистых, с конкуренцией”.
Конечно, “совершенство” российской избирательной системы позволит выбраться любому наследнику, но на фоне популярности нынешних преемников, которая иной раз с трудом переваливает за пять процентов, им трудно будет рассчитывать на “всенародную” поддержку. А, следовательно, все социальные проблемы, которые Владимиру Путину удается гасить лишь собственным авторитетом, при новом президенте всплывут на поверхность. Здесь и не погашенный до конца конфликт с монетизацией льгот, и обострившийся до крайности вопрос с жильем, и не удовлетворенность населения в сфере образования и здравоохранения, и рост коммунальных тарифов. Вряд ли Медведеву и Иванову удастся до выборов 2008 года решить поставленные перед ними в рамках реализации национальных проектов задачи.
Впрочем, гораздо больше проблем, чем социальные волнения новому президенту создаст отсутствие согласия элит. Созданный Владимиром Путиным механизм позволяет ему контролировать разномастные отечественные элиты, но не факт, что этот механизм окажется работоспособным в руках его сменщика. Уже сегодня противостояние Иванова и Медведева, это не просто фиктивный спектакль двух назначенных преемников перед избирателями, но больше конкуренция двух группировок федеральной элиты за власть.
Команда Путина давно уже не однородная команда питерцев, или даже питерских силовиков. Еще к концу его первого срока произошло расслоение на силовиков и либералов, но теперь и в этих группах нет единства. И, естественно, что с победой любого из потенциальных наследников борьба группировок за власть и влияние в экономике не прекратится. На этом фоне следует ожидать и возрождения сопротивления региональной элиты, которая лишилась множества своих привилегий за последние годы, но отнюдь не смирилась с этим. Возрождение этого множества противоречий закончится развалом партии власти, первые признаки которого политологи отмечают уже сейчас. Учитывая внешнее давление западных “друзей” России и стремление “пятой колонны” к цветной революции не сложно нарисовать картину политического и социального кризиса, с которым по ряду прогнозов страна может столкнуться в период с конца 2008 до начала 2012 года.
Исходя из этого возникает вопрос: справится ли новый президент с возникшими проблемами или по всенародной просьбе Владимир Путин вернется на президентский пост в 2012 году, а может и раньше в случае каких-нибудь досрочных выборов. Судя по последним заявлениям спикера Госдумы Бориса Грызлова и его коллеги по верхней палате парламента Сергея Миронова о том, что Владимир Путин может быть избран президентом России на третий срок, но не в 2008 году, а в 2012-м, такой вариант предусмотрен.
Остается надеяться, что ради переизбрания Владимира Путина в 2012 году не потребуется ввергать страну в кризис сравнимый с кризисом середины 90-х.
Instagram: @alexandr__zubarev