Почти половина пользователей Рунета (46%) считают, что женщинам живется тяжелее, чем мужчинам.
Противоположного мнения придерживаются только 11% участников проведенного информационным каналом Subscribe.Ru онлайн-опроса более 3000 интернет-пользователей.
Около 31% полагают, что женщины и мужчины живут одинаково тяжело или легко. Однако по этому вопросу, как и по многим другим вопросам о положении представительниц прекрасного пола, мнение самих женщин заметно отличается от мнения мужчин.
Известно, что гендерное неравенство выражается в разделении профессий на "женские" и "мужские", причем профессии, связанные с более высоким социальным статусом и более высокими доходами, как правило, "закреплены" за мужчинами. Не менее 43% мужчин и лишь 37% женщин считают, что разделение профессий на "женские" и "мужские" предопределено природой - иначе говоря, и у мужчин, и у женщин есть свое естественное предназначение, анатомией и биологией заданные склонности и способности. Напротив, 58% женщин и 49% мужчин склонны думать, что такая дифференциация профессий предопределена устройством общества.
Хотя в целом 55% из числа всех опрошенных склонны думать, что такая дифференциация профессий предопределена устройством общества, это не значит, что каждый второй пользователь Рунета занимает эгалитаристскую позицию. Лишь 16% мужчин и 22% женщин полагают, что способности мужчин и женщин к разным видам деятельности одинаковы, но 80% мужчин и 74% женщин считают, что женщины более способны к одним, а мужчины к другим видам деятельности. Таким образом, большинство (76%) из числа всех опрошенных уверены, что мужчины и женщины по своим "природным" способностям и задаткам все-таки различаются.
На такой идейной почве в сознании пользователей Рунета, как мужчин, так и женщин, сохраняется традиционный стереотип восприятия гендерных ролей. Абсолютное большинство мужчин (91%) и женщин (90%) связывают судьбу женщины с семьей. Если бы в семье участника нашего опроса была (или есть) дочь-подросток, то 42% мужчин и 39% женщин связали бы ее будущее, прежде всего, с удачным замужеством. Напротив, с хорошей работой ее будущее связали бы 44% мужчин и 50% женщин.
Хотя, категорически противопоставить семью и работу в жизни женщины готовы лишь 36% опрошенных, а 56% не считают наличие у женщины семьи помехой для ее полноценной работы, все-таки 58% опрошенных уверены, что при наличии достаточного количества денег в семье женщины предпочли бы не работать.
Стоит отметить, что среди тех, кто объясняет разделение на "женские" и "мужские" профессии естественным предназначением, 92% склонны связывать судьбу женщины с "семьей", а среди тех, кто объясняет это разделение общественным устройством - 89%. Таким образом, в обоих случаях традиционный стереотип восприятия гендерных ролей остается главенствующим.
Лишь 47% женщин против 53% мужчин считают, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих способностей. В то же время, 41% женщин против 25% мужчин уверены, что у женщин таких возможностей меньше. Среди тех, кто объясняет разделение на "женские" и "мужские" профессии общественным устройством, 39% признают за женщинами меньшие возможности для самореализации. Напротив, среди тех, кто объясняет разделение на "женские" и "мужские" профессии естественным предназначением, 54% склонны считать, что равенство возможностей полов в целом достигнуто.
Вопрос об абстрактном равенстве возможностей для реализации способностей представителей разных полов приобретает конкретные очертания когда он рассматривается в правовом контексте. Так фактическое неравенство возможностей объясняют естественными различиями между полами и личным выбором 52% мужчин против 43% женщин, а считают это результатом дискриминации по признаку пола 45% женщин против 33% мужчин.
Большая склонность женщин объяснять фактическое неравенство возможностей дискриминацией по признаку пола заставляет их активнее взывать к помощи государства. Так 74% женщин против 60% мужчин считают, что государство должно искоренять дискриминацию, а 31% мужчин против 17% женщин не видят в этом необходимости. В целом же большинство опрошенных (69%) готовы поддержать государственную политику, направленную против дискриминации по признаку пола. Хотя готовность оказать такую поддержку зависит от оценки существующего равенства/неравенства возможностей полов.
После того, как участники нашего опроса высказали свои взгляды на распределение гендерных ролей и оценили способности и возможности полов, мы предложили им "излить душу" в последнем вопросе: "Скажите, пожалуйста, у Вас когда-нибудь возникала мысль, что Вам не повезло, что Вы родились женщиной, а не мужчиной (мужчиной, а не женщиной)" У большинства опрошенных мужчин (85%) и женщин (71%) подобная мысль не возникала. Только 26% женщин и 9% мужчин все же выразили сожаление, что им не довелось родиться лицами противоположного пола.
Конечно, за рассуждениями респондентов кроются различные жизненные ситуации, различная степень вовлеченности в проблему и в конечном итоге, различные культурные модели семьи.
Большинство придерживается ориентации на традиционную модель семьи, подразумевающую четкое разграничение мужской и женской сфер деятельности и ответственности: мужчина - добытчик и кормилец, его дело - профессиональная карьера, женщина - хранительница очага, ее дело - поддерживать уют и обеспечивать благополучие домашних.
В то же время, очевиден сдвиг к более "модернизированной" модели семьи - предполагающей равноправие (и равные обязанности) супругов и в том, что касается домашних дел, и в том, что касается профессиональной работы.
Присутствует и "двухкарьерная" - модель, в которой оба супруга в равной степени ориентированы на профессиональный рост и карьерные достижения. К последней более склонны представители молодежи и среднего поколения, чем люди старшего возраста.
Instagram: @alexandr__zubarev