Думаю, не ошибусь, если скажу, что первое и последнее из всех желаний человеческих – это желание быть счастливым. Однако чем больше человек стремится к счастью, тем, кажется, он дальше от своей цели. Число людей, которые не считают себя счастливыми, в разы превышает тех, кто честно и искренне мог бы сказать, что он счастлив. Отчего же мы не чувствуем себя счастливыми и что нам может помочь в достижении этой краткосрочной нирваны?
Слово «счастье» буквально означает «с частью чего-то» – то есть подразумевает у человека наличие части того или этого, материального или духовного, того, что должно наделить его успокоением, уверенностью и радостью бытия. Что это за «часть», определяет не столько сам человек, сколько социум, в котором он вращается, и уже потом его собственные представления об этом, которые часто совпадают с тем, что решило за него общество. Отсутствие этой «части», или ее нехватка, имеет все шансы заставить человека страдать – то есть делает его несчастливым.
Базовые ориентиры, которые и делают среднего человека на время счастливым, весьма просты: еда, размножение, доминирование. Удовлетворите их, и вы, кажется, получите все предпосылки ощутить радость бытия. Если вы еще и соблюдете форму, в которую облечены эти базовые желания, у вас появится больше предпосылок ощутить радость и счастье. Например, одному вполне достает гречневой каши и котлеты, жениться на девушке из соседней деревни, завести пару-тройку ребятишек и быть неплохим трактористом или хорошим сапожником у себя на районе, чтобы чувствовать себя счастливым. А другому придаст ощущение счастливости только новомодная еда, отношения с человеком определенного круга, вида, интересов, первенство среди лучших – и не меньше. Но и это все на время, так как человек – животное ненасытное, которое принимает имеющееся под рукой как должное и жаждет большего.
Когда человек испытывает ощущение счастья острее всего? На грани. В тот самый момент перехода от неминуемого несчастья к, как кажется, случайному, дарованному счастью. Например, когда вам поставили диагноз рак и подготовили к самому худшему, а через полгода рака уже не обнаружили – вот тот самый высокий, звенящий миг ощущения себя в нирване. Или когда вы вышли из тюрьмы. Избежали опасности быть раздавленным грузовиком. Вас не уволили, хотя собирались. Мужчина, в любви которого вы сомневались, вдруг сделал вам предложение. Та самая внезапная грань перехода от неминуемых гибели или опасности к жизни и безопасности и есть миг счастья.
Беда в том, что к дарованной жизни и безопасности – к счастью – человек быстро привыкает и начинает желать большего, и уже сама жизнь и базовая безопасность становятся чем-то должным, обыденным и обычным, а счастье, кажется, должно длиться вечно. Ставя перед собой новые цели и то и дело достигая их, человек привыкает, его чувство счастливости притупляется, а само получение новых благ становится как наркотик, который дарует не эйфорию – мощный kick, а лишь снимает на время ломку.
Вспомните, что большего всего вы радовались не тому, что приобрели третье по счету авто или новое двадцать восьмое платье made in France, а тому, что в детстве вам подарили первую железную дорогу или купили то самое летнее платьице в цветочек, которое вам так хотелось. Когда вы впервые поехали на море. Впервые поцеловались. И хлеб с маслом, посыпанный сахаром, был вкуснее самого сладкого торта.
Присмотритесь, самые недовольные лица и больше всего претензий – у вполне обеспеченных, холеных и хорошо одетых людей. В обеспеченной Москве столько же недовольных лиц, сколько улыбающихся во вьетнамской провинции, а радостнее живут простые люди, а не с тремя высшими образованиями.
Очень трудно быть счастливым отдельно от социума и его целей. Если сегодняшнее счастье – это материальная обеспеченность, то очень сложно остаться совершенно в стороне от таких жизненных ориентиров и не быть им хотя бы отчасти подконтрольным. И если вчера счастье было поехать на БАМ и пойти защищать свою родину, то сегодня это уже несчастье – настолько изменились жизненные приоритеты.
Так что же делать, чтобы почаще ощущать себя счастливым и идти по жизни не только с кислой миной?
Во-первых, почаще вспоминать, где и чем ты был вчера и где и кто ты сегодня. И что тебя уже могло бы и не быть. Как кто-то из не совсем молодых на вопрос «Вы удачливый человек?» ответил: «Все мы победители, уже потому что живы».
Например, у меня были все предпосылки остаться хромым от рождения, не иметь детей, не получить того образования, которое я получил. Один раз погибнуть под колесами грузовика, два раза убить человека, три раза сесть в тюрьму. Не прочитать всех тех книг, которые я прочитал, не знать всех тех языков, которые знаю, не иметь тех мыслей, которые приходят мне в голову. Я также недавно с удивлением обнаружил, что, оказывается, мои мечты сбылись: я заполучил именно то, что хотел в юности.
Во-вторых, не приковывать себя вечной цепью к вещам и материальным благам, быть готовым к потерям и научиться проживать каждый день с благодарностью и как последний. Вещи и блага все превратятся в тлен, и уж тем более не от них должно зависеть наше счастье. Наши потери – всегда и наши приобретения: часто теряется то, что должно уйти из нашей жизни, а на его место приходит что-то более важное – уметь видеть это. Наполнять каждый день смыслом: поставить перед собой достижимую цель и каждый день делать шаг ей навстречу, помочь тому, кто нуждается в твоей помощи, видеть звезды над головой и думать о вечном, а не только смотреть себе под ноги или в монитор компьютера.
В-третьих, помнить, что все пройдет и причем пройдет очень быстро, а также memento mori: все наши беды и печали пройдут – не стоит на них тратить время. Непоправимо только одно – смерть.
Игорь Ткачев
Instagram: @alexandr__zubarev