США, возможно, уже договорились с Европой о введении нового пакета санкций против России. Но против завинчивания гаек в отношении Москвы выступают многие лидеры американского бизнеса, которые опасаются финансовых потерь. Введение «третьего уровня» санкций может отсрочить решение Совета Федерации, который по просьбе Владимира Путина отозвал у него право использовать армию на Украине.
Запад собирается ввести новые экономические санкции против России уже на этой неделе, сообщило в среду агентство Associated Press со ссылкой на «информированные источники» в администрации США.
Соединенные Штаты и их европейские союзники завершают работу над пакетом карательных мер в отношении ключевых отраслей российской экономики, передает AP. Накануне канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что новые антироссийские санкции возможны, если процесс стабилизации на Украине не пойдет быстрее.
Так называемые санкции третьего уровня могут затронуть энергетический сектор, а также коснуться доступа России на мировые финансовые рынки. Первый этап пакета предусматривает введение ограничений на экспорт в РФ товаров категории luxury, второй должен затронуть продукцию российского машиностроения и нефтехимии, третий предполагает снижение объемов импорта российского газа (на 50%) и нефти.
Разговоры о возможных масштабных экономических санкциях Запада по отношению к России в последнее время было поутихли, тем более что Москва согласилась с планом Киева по урегулированию на Украине, открыто не вмешивается в ее дела, а в среду Совет Федерации по просьбе президента отменил постановление о возможности использования ВС РФ в соседнем государстве.
Но американцы по-прежнему настроены решительно: единственным сдерживающим фактором для них оставались опасения, что Запад не выступит против Москвы консолидированно из-за озабоченности европейских стран, поддерживающих тесные экономические связи с Россией, отмечает AP. Теперь же, как заявил один из собеседников агентства, США и Европа продвинулись к «единому видению в отношении санкций».
Позиция официального Вашингтона сводится к следующему: Россия, хоть и косвенно, но вмешивается в конфликт на Украине, а кроме того, при желании она могла бы остановить активность сепаратистов, но не делает этого, поясняет профессор кафедры мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Виктор Супян. Поэтому процесс подготовки пакета санкций и не прерывался.
Правда, многие крупные американские компании явно не в восторге от перспективы реализации пакета «третьего уровня». Две крупнейшие организации делового сообщества США — Торгово-промышленная палата и Ассоциация обрабатывающей промышленности — собираются опубликовать 26 июня в газетах Wall Street Journal, New York Times и Washington Post на правах платного объявления статью о масштабах ущерба американским компаниям в случае введения новых санкций в отношении России, сообщает агентство Bloomberg. В этом материале единственным последствием пакета «третьего уровня» называется потеря доступа на внешние рынки и получение конкурентных преимуществ иностранными корпорациями.
Американское буровое оборудование — лучшее в мире, ему нет аналогов, а с учетом труднодоступности многих нефтегазовых месторождений в России альтернативы ему просто нет, поэтому запрет на его экспорт скажется очень быстро, считает Супян. Прекращение же обслуживания финансового рынка России мировыми платежными системами и остановка международных расчетов, центры которых находятся в США, на какое-то время вообще парализуют всю финансовую систему, значительный ущерб возможен и в сфере ВПК. Но от санкций пострадает и американский бизнес — возможно, не меньше, чем европейский.
«Западные компании уже сейчас подсчитывают убытки в связи с обесценением активов в России. Так, французская банковская группа Société Générale сообщает об обесценении своих российских активов на 525 млн евро, — отмечает аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. — Но все же
от новых санкций больше всего могут пострадать именно американские энергетические корпорации, такие как ExxonMobil и Halliburton, у которых большие планы по сотрудничеству с Россией».
«Из-за санкций пострадают американские компании, ведь снижение курса рубля ведет в повышению стоимости поставляемых товаров. Кроме того, не стоит забывать и о крупных контрактах в энергетической сфере, например «Роснефти» и Exxon Mobil, чье сотрудничество может оказаться под угрозой, — перечисляет президент Lionstone Investment Services Александр Беляков. — Ужесточение санкций провоцирует рост затрат на финансирование сделок, ведь все факторы риска учитываются и банками, которые повышают плату за услуги по страхованию. Под угрозой и гарантии российских компаний, выданные западными банками».
Масштабные санкции ударят по прибылям крупнейших корпораций и способны прервать «бычий», растущий тренд на рынке капитала.
С формальной точки зрения администрация и конгресс США могут устроить бизнесу какие угодно проблемы, но, в свою очередь, и влияние бизнеса на политику велико, поэтому то, будут ли в итоге введены санкции и в каком виде и объеме, сейчас сказать сложно, отмечает Супян.
Очень многое зависит от личных связей политиков и крупных бизнесменов, их интересов, поэтому пока мы наблюдаем больше «подковерную борьбу», добавляет эксперт.
Как подчеркивает Associated Press, ряд крупных американских компаний «озабочен возможным введением секторальных санкций». Эти компании «в последние 10 дней проводят встречи с высокопоставленными официальными представителями» вашингтонской администрации.
Решительность «быков» в борьбе против «ястребов» может сработать. «Серьезные санкции вряд ли будут введены, — считает ведущий аналитик Локо-Банка Виталий Лакеев. — Россия дала четкий сигнал о желании мирного урегулирования конфликта и продолжения деэскалации. На этом фоне очередное завинчивание гаек со стороны США будет выглядеть нелепо.
Высока вероятность, что санкции со стороны США, если таковые мы увидим, будут выборочными и не затронут те компании, с которыми у американского бизнеса есть крупные проекты».
На политиков может повлиять и решение Совета Федерации об отмене разрешения на ввод войск на Украину. Это может отсрочить принятие санкций третьего уровня, говорит замдиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. «Значительное количество стран Евросоюза не хотят вводить санкции третьего уровня. То, что Россия обошлась без ввода войск на Украину, — дополнительный аргумент для них. Решение о санкциях третьего уровня может быть отложено, но могут расширить санкции второго уровня, ориентированные на конкретные компании, — считает он. — Я не вижу возможностей для того, чтобы Запад консолидированно ввел санкции третьего уровня».
Павел Сморщков, Екатерина Брызгалова
Instagram: @alexandr__zubarev