Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Тело и Здоровье>Все, что мы знаем о голосе

Все, что мы знаем о голосе


Instagram: @alexandr__zubarev
Все, что мы знаем о голосе


Смеемся мы или плачем, радуемся или печалимся, без него никак не обойтись. Нежный, звучный, металлический, мягкий, вкрадчивый, властный, ласковый и Бог знает какой еще - голос озвучивает все мыслимые человеческие эмоции и состояния. Сам голос нередко оказывается убедительнее произносимых им слов. Энергия звуков помогает не самым красноречивым говорунам настоять на своем и победить враждебность и агрессию оппонентов.

Голос - первые шаги
То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения - разговаривать, петь песни и заводить ему музыку. Западные умельцы изобрели даже специальные бандажи для беременных с мини-колонками.


Крик новорожденного, по большому счету, мало чем отличается от "голоса" его дальнего родственника - только что родившегося примата. Потом, в течение первых месяцев жизни, младенец проходит семимильными шагами путь многих поколений своих предков. Уже в 3-4 месяца он вовсю пользуется голосом - лепечет, гулит, агукает, прежде всего подражая матери.

Девочки "обретают голос" раньше мальчиков и пользуются им с куда большей охотой, чем представители сильного пола, не упускающие случая упрекнуть милых дам в болтливости. По одной из антропологических теорий, именно женщине человечество обязано развитием голосового аппарата. При этом ученые ссылаются на древнюю тетеньку возрастом 200 тысяч лет, у которой откопавшие ее археологи якобы обнаружили следы соответствующих генных мутаций. Мутации такой давности - дело, конечно, темное. Одно несомненно - за прошедшие тысячелетия многие прапрапра...внучки древней болтушки научились наповал сражать своими нежными голосами нынешних "охотников на мамонтов".
4 факта о голосе


Тоновый диапазон человеческого голоса - от самого низкого до самого высокого его звука - обычно располагается в пределах от 64 до 1300 герц, причем разговорный, "бытовой" голос занимает примерно одну десятую этой шкалы.
Не густо... Голоса певцов намного "больше".


Мужские голоса обычно помещаются в двух с половиной октавах, женские - иногда выходят за пределы трех. Верхним пределом голосистых оперных примадонн принято считать фа третьей октавы в арии Царицы ночи из моцартовской "Волшебной флейты".


Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах.

Для примера: интимный шепоток - это 30 децибел, а гневный окрик - 60. У оперных вокалистов сила звука доходит до 110-130 децибел, иначе они никогда не перекрыли бы многолюдный оркестр.Совсем рядом - сирена "скорой" и рев движков самолета (100-120 дБ).


Тембр - особая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от обертонов. Обертоны можно сравнить с цветовыми оттенками в живописи. У каждого голоса - свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то похожий на дактилоскопический оттиск. Кстати, во многих странах аудиозапись признают полноценной уликой и считают одним из способов идентификации человека.

Только для мужских ушей!
Банальная фраза о том, что мужчины любят глазами, явно искажает действительность. Истории известны многочисленные примеры того, как эти исключительно "глазастые" существа влюблялись ушами. Иногда - в поющий голос, как в случае с великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым, положившим всю свою жизнь к ногам певицы Полины Виардо. Но гораздо чаще - в обычный разговорный голос, и в телефонной трубке, и в жизни.

Кстати, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее божественно-эротичным голосом. Когда царица хотела потрясти воображение какого-нибудь свежеприбывшего кавалера, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос этой сирены сводил с ума и создавал особую ауру необыкновенно привлекательной женщины.
Голос для женщины - не менее сильное оружие, чем престижная одежда или дорогая косметика. Главное - не выходить из задуманного образа. Жизнерадостной барышне подойдет звонкий "колокольчик", а бизнес-леди требуется что-то более сильное и густое. Далеко не всем женским голосам присуща особая сексуальная притягательность.

По словам известного врача-психотерапевта Александра Полеева, во всякой группе равноценных профессионалов женского пола, работающих "голосом", слушатели всегда кого-то выделяют: "Между женщинами, работающими на "телефоне доверия" или на радио в прямом эфире, поклонники всегда распределяются удивительно неравномерно. Скажем, одной или двум радиоведущим пишут письма и присылают подарки десятки поклонников, а всем остальным - только один или два, хотя в профессиональном смысле все эти дамы примерно одинаковы. Всех их годами учат общаться с собеседниками, но изначальный, природный голос от учебы не зависит".

Как говорит профессор Полеев, "секс по телефону" обязан своим появлением одному из удивительных женских голосов. Лет пятьдесят назад жена некоего американского бизнесмена средней руки работала психологом на "телефоне доверия" в небольшом городке. У нее был такой голос, что все местные любители "клубнички" звонили в эту самую государственную службу "Горячая линия" и дружно объяснялись ей в любви.

Служба была анонимной - без адреса и вывески на доме, и все-таки один из самых горячих поклонников однажды нашел даму своего сердца и вручил ей цветы. Дело принимало опасный оборот, и тогда мужу-бизнесмену пришла в голову идея "секс-службы" по телефону. Для начала он нанял двух проституток, которые отвлекли внимание от его жены. Телефонный бизнес резко пошел в гору и вызвал появление огромного количества последователей.

На Западе довольно много школ для непрофессионалов, где учат быть обольстительными самых обычных женщин, в том числе делая более сексуальными их голоса (значит, не все так безнадежно с голосом, которым наделила нас природа?). "Курс голоса" в таких школах - самый дорогостоящий, ведь преподают его дипломированные мастера сценической речи. Говорят, на Ближнем Востоке в мусульманских странах в страшном подполье работают свои женские школы. Первым и главным предметом в них идет тренинг мышц влагалища, а вторым - обучение владению голосом.

Освобождение голоса
Ребенок пользуется голосом не задумываясь - кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами почему-то утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах. Одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и вовсе становятся "безголосыми", переживая не слишком удачный личный опыт беззвучно и глубоко внутри.

Иные дамы напрасно тратят силы, время и деньги для того, чтобы в лучшем виде преподнести себя, не подозревая о том, что голос выдает их с головой. Некоторые узнают о том, что фальшивят, от других людей. "Девочка, позови маму", - просят по телефону взрослую женщину с детским голоском. В другом случае не может вести переговоры руководитель серьезной фирмы - из-за неуверенного, "качающегося" голоса ее не воспринимают партнеры.

"В таких случаях, - говорит руководитель учебно-театральной студии, опытный специалист по голосовому тренингу Лариса Соловьева, - голос "не работает", не несет личность человека". В упражнениях на тренировку речеголосового аппарата, которые выполняют ее студенты, задействовано около четырех сотен мышц.

При "освобождении голоса" (так и называется этот тренинг, придуманный американцами) все их проходят "узлами" - дыхание, осанка и т.д. Мускульные и психические зажимы взаимосвязаны и снимаются одновременно. После месяца занятий у многих впервые появляется способность выражать любую голосовую реакцию. Как говорится, "нажал на кнопку" - выдал нежность или ненависть.

Голос лечит Голосовые упражнения широко применяются в одном из самых модных направлений "самотерапии" - музыкальном, считающем пение определенных звуков чем-то вроде муззарядки.

Такая зарядка снимает напряжение и спазмы и помогает сконцентрироваться. Некоторые музыкальные терапевты советуют пением лечиться от головной боли и мигреней. Звуки "а", "о" или "у" нужно петь по нескольку минут, мысленно сконцентрировавшись на болевом центре. Говорят, помогает. Китайская цигун-терапия использует сочетания звуков много тысяч лет.Современных зажатых горожан даже кричать приходится учить.

Одна из студенток долго доказывала Ларисе, что крик не может быть средством общения цивилизованных людей. Однажды она пропустила занятия, а на следующий день позвонила Соловьевой из Института Склифосовского и, захлебываясь от счастья, поведала, как накануне схватилась с бандитом. Когда тот стал вырывать у нее сумку, хрупкая женщина так закричала, что громила опешил.

Чтобы хоть как-то заткнуть "сумасшедшую бабу", он ударил ее кастетом. "Представляете, - рассказывала она, - я падаю, кровь заливает лицо, а я кричу и кричу! Взяла глубокое дыхание и закричала опять!" Даже в больнице эта женщина была счастлива, потому что избавилась от страха и сумела постоять за себя, освободив наконец-то свой голос.

Поработав над голосом, многие золушки превращаются в принцесс. Молодая банковская служащая - провинциалка, приехавшая покорять столицу, - приходила в студию вновь и вновь, пройдя не один курс, а целых четыре, для того чтобы избавиться от своего завышенного, "мускульного" голоса и диалектного призвука.

Однажды к студии на роскошной машине подкатила шикарная женщина в дорогой шубе. Бывшая провинциалка без прописки вручила Ларисе Соловьевой невероятный букет роз. Она стала членом совета директоров крупнейшего банка. Конечно, не только голосовой тренинг сделал так, что современная Элиза Дулитл превратилась в герцогиню на балу удачи, но в том, что он помог ей этого добиться, для нее самой не было никаких сомнений.
А если есть еще и голос...

Тем, кому посчастливилось получить от природы сопрано или тенор, тоже приходится непросто: природный дар нуждается в огранке, то бишь школе. Отвечая на дилетантский вопрос о том, что такое постановка голоса, заведующий вокальным отделом Музыкального училища имени Гнесиных Дмитрий Вдовин обычно вспоминает цитату из "Необыкновенного концерта" Сергея Образцова: "Вокалисту нужен известный навык и огромная уверенность в себе. А если у него еще есть и голос, то это только на руку мастеру вокала!"

В принципе, у каждого человека, претендующего на то, чтобы стать певцом, есть хотя бы несколько нот, звучащих неплохо. Зацепившись за них, хороший педагог потихоньку может "вытащить" все остальное. Даже плохонький голосок - не очень громкий и с небольшим диапазоном - при хорошей школе можно "нарастить".

Профессионалы говорят, что самым что ни на есть певческим состоянием можно считать обыкновенный... зевок. Если зевнуть всласть, можно почувствовать, как язык распластывается, мягкое небо высоко поднимается, а гортань, наоборот, опускается. "Во рту - как в церкви, - говорит Вдовин, - а в церкви под высоким куполом, как известно, хорошая акустика". Теперь, выстроив акустику во рту, попробуй что-нибудь сказать или спеть "на зевке" - ты получишь некоторое представление о том, как извлекают звуки сладкоголосые профи.

Сопрано или тенор? Классификация разговорных голосов - задача почти нереальная. Певческие же голоса "разложили по полочкам" только в середине XIX века. Тогда и договорились, что мужчины поют басом, баритоном, тенором, а женщины - альтом, меццо-сопрано и сопрано (если идти от более низких голосов к более высоким). Разделение это достаточно условно, ведь каждый голос уникален и неповторим.
Как известно, половое созревание вызывает мутацию голоса. У девочек она проходит почти незаметно, у мальчиков же может вызывать серьезные проблемы и срывы вплоть до настоящих драм. Под влиянием мужских гормонов гортань изменяется и растет. Диапазон голоса увеличивается, а тональность его понижается. Появляется "мужской" тембр.

Говорят, что в последнее время настоящие большие голоса стали встречаться все реже и реже. Виновата, скорее всего, проклятая урбанизация - где, спрашивается, петь во весь голос современному горожанину, который, как мы уже убедились, голос-то повысить боится? А ведь, как сказал замечательный певец Владислав Пьявко, пение - это художественно оформленный крик.

И на эстраде, и в опере одного голоса для успеха недостаточно. Принято считать, что деньги творят чудеса, но, если у кандидатки в звезды нет ни голоса, ни слуха и с внешностью беда, никакие миллионы не помогут. Есть, правда, необъяснимое качество, позволяющее певцам даже с весьма средним голосом заводить публику, - личностное обаяние, называемое нынче модным словечком "харизма". И вот уже зал неистовствует от безголосой "шептуньи" и совершенно не воспринимает "нехаризматичную" певунью с тремя октавами.

Злые шутки даже с прекрасными голосами порой играет микрофон - техника очень своеобразно преобразует частоты, поэтому вокалисты разделяют "микрофонные" голоса (те, что в записи становятся только лучше) и "немикрофонные" - плохо ложащиеся на пленку. Обобщая, можно сказать, что микрофон любит мягкие, бархатные и, если угодно, чувственные тембры. Некоторые микрофонные певцы, строго говоря, и не поют, а выдыхают. Какие голоса считать "сексуальными" - дело индивидуального вкуса: кто-то млеет от хриплого альта, другие - восторгаются высокими пассажами. Красивый разговорный и хороший певческий голос не очень часто совмещаются в одном человеке. Сплошь и рядом актрисы или актеры с потрясающими голосами оказываются абсолютно несостоятельными в вокальном смысле. Увы, вокал - дело темное!

Народные рецепты для голоса вроде коктейля из яиц - чепуха на постном масле. Хотя каждый вокалист мудрит по-своему: один не ест творога перед концертом, другой - на дух не переносит винограда перед спектаклем. Женщин в нашей стране стараются не обременять пением в критические дни. Есть мнение, что связки набухают и повышается риск получить травму. На Западе, впрочем, эта российская вокальная традиция вызывает недоумение. Какие критические дни, если контракты с хорошими вокалистами заключают на полтора-два года вперед?

Конечно, голос надо беречь, как любой дар Божий. Научные рецепты по его сохранению напоминают советы пекущимся о своей красоте: высыпаться, не злоупотреблять острым, сладким, соленым, никотином и алкоголем, соблюдать режим и не забывать о чувстве меры. Тогда никакие особые лекарства и не потребуются - пой и говори на здоровье.

Instagram: @alexandr__zubarev



Все, что мы знаем о голосе
добавлено : 01.01.2003
обращений к странице: 15750
автор: www.badaboom.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение


PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика