Китай заработает на «Южном потоке» |
Отказ от строительства «Южного потока» поверг Европу в шок. В Брюсселе, который и настаивал на запрете создания этого маршрута, теперь не понимают, где взять топливо. Россия предупредила, что может отказать. В Азербайджане, где есть незначительные излишки топлива, ресурсов не хватит. Иран под санкциями. К Украине, которая неоднократно воровала российское «голубое топливо» у Европы, доверия нет. Самое главное, у Брюсселя нет и не будет альтернативы российскому газу. Мы же можем сократить свои поставки, и перенаправить дополнительные объемы в Турцию или Китай.
Мировые цены на нефть падают день ото дня. Котировки «голубого топлива», привязанные к стоимости нефтяной корзины, рушатся вслед за ними. Доходы российского бюджета тают на глазах. Сохранить доход казны мы могли бы за счет роста экспорта энергоресурсов. Одним из проектов, который бы это позволил, мог бы стать проект газопровода «Южный поток». Во-первых, он бы обезопасил Россию от воровства «голубого топлива» Украиной. Во-вторых, мог бы обеспечить увеличение экспорта газа.
Сначала Евросоюз стоял «за» сооружения этой ветки. Действительно, Европе нужен газ без перебоев. Украина, по территории которой поставляется около половины топлива, на самом деле, хотела получать газ бесплатно. Киев, со времен Леонида Кравчука, в условиях, когда не было денег заплатить, воровала топливо, назначенное Европе.
До последнего времени удавалось удерживать «газовое» перемирие. В особенности в 2009 году, когда тогдашний премьер Украины Юлия Тимошенко согласилась платить за газ по «полной» — до $500 за тысячу кубометров.
События ноября 2013 года на Майдане изменили сложившееся положение. Новое руководство Киева разрушило прежние договоренности. Петр Порошенко и Арсений Яценюк отказались от контрактов, заключенных Виктором Януковичем. В результате, «Газпром» повысил цены для Украины с $286 до $485 за тысячу кубометров.
Киев платить отказался — денег у нового правительства не было. Россия с июня прекратила поставки топлива. Положение оказалось критическим. Причем, не только для Украины, но и для Европы. Ведь ЕС получает около половины «голубого топлива» из России через Украину. Это грозит привести Европу на грань энергетического кризиса — не получая российский газ, Киев снова начнет воровать его из экспортной трубы.
Россия давно предвидела такую ситуация. Почти 10 лет назад был задуман проект газопровода «Южный поток». Он должен был соединить Россию и Европу новой трубой, которая позволила бы отказаться от поставок по территории Украины.
Вроде бы Европе это было на пользу. Страны Старого Света хотели бы обезопасить себя от болезненного влияния Украины, которая при необходимости может забирать себе газ, предназначенный Европе и обвинять в недопоставках Россию, а при стечении удачных для Киева обстоятельствах, говорить о своей надежности в качестве транзитера.
Казалось бы, что Южный поток» — лучший выход из ситуации. Однако Брюссель фактически с самого начала заморозил этот проект.
ЕС требовала лишить «Газпром» монополии на поставку газа по этому трубопроводу и отдать контроль над оператором поставок европейским компаниям. Аналогичные требования Еврокомиссия распространяет на всех поставщиков топлива в ЕС.
Только с «Южным потоком» было не все так просто — другого поставщика газа в эту трубу кроме «Газпрома» так и не нашлось. Существовало несколько альтернативных проектов. Во-первых, газопровод Nabucco, призванный стать продолжением проложенного в Турцию газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзерум». Он был рассчитан на ежегодную прокачку 20-30 млрд кубометров газа. Только строить его так и не начали: не нашли ни лишнего газа, так и денег.
Предлагалось создать еще две трубы: из Ирана, и Азербайджана, но только их реализация так и не начала подпитываться финансовыми источниками.
Чем же теперь Европа будет греться? Остается надеяться на США, Катар и Иран. Однако, в случае с поставками американского топлива, которое через Атлантический океан будет следовать в сжиженном состоянии, придется строить новые дорогостоящие терминалы по переработке его в привычное топливо (это повысит цену на 25-30% до $550). Если пойдет сырье из Катара — то возникнут те же проблемы. Сырье будет дешевле (около $480), только проблемы с его доставкой сохранятся — опять же нужно строить терминалы и заводы по переработке, которые увеличат себестоимость.
Иран находится под санкциями. Поэтому, разрешив ему поставлять «голубое топливо» в Европу, Брюссель фактически простит Тегерану разработку ядерной программы.
Россия, в свою очередь, может продолжать наполнять бюджет «нефтедолларами». Мы увеличим поставки энергоресурсов в Турцию и Китай. Правда, на соглашении с Анкарой мы уже обжигались. Построенный в начале 2000-х годов газопровод «Голубой поток» долго не работал на полную мощность — турки тогда нашли пробел в соглашении с «Газромом» и смогли вытребовать себе дисконт. Рассчитывать теперь на честность турков не приходится — они уже вытребовали скидку в 6% и наверняка будут настаивать на большем.
С Китаем может получиться также. Ведь не только потребитель топлива зависит от поставок, но и поставщик. Поэтому переориентация газового экспорта с Европы на Азию, конечно, нанесет финансовый удар по Брюсселю, но и поставит Россию в определенную зависимость от Азии. И от Пекина, в первую очередь.
К примеру, поставки газа по строящемуся газопроводу в Китай («Силу Сибири») должны оплачиваться по цене в $380 за тысячу кубометров. Это не плохо. Только китайцы располагают громадным опытом по сбросу цен. Поэтому, хотя Москва и сможет обезопасить себя от споров с Европой, но подложит себе «пекинскую свинью». Поэтому жесткие споры за стоимость «голубого топлива» еще предстоят.
Константин Смирнов, Николай Макеев
Instagram: @alexandr__zubarev