Каждый из нас сталкивался в жизни с заявлением: «Ты – плохой!» или «Ты – хороший!». Как часто эти слова, при всей их кажущейся пустячности и привычности, становятся для нас или приговором, или наградой. Ты плохой, - и мы стараемся доказать человеку, что это не так. Ты хороший, - и вот мы уже радостно вьемся вокруг него. Стоит или нет, обращать внимания на подобные высказывания? На мой взгляд - нет.
Мы не плохие и не хорошие. Это неверная оценка. Она ограничивает нас, делает несвободными. Нельзя быть хорошим для всех. Для кого-то мы все равно останемся плохими, и эта «плохость» будет дергать нас за душу, заставляя чувствовать себя несчастным, и заставляя подтверждать свою «хорошесть». Негативное мнение о нас, образует в нашей душе глубокую, кровоточащую расщелину, обнаженные внутренности которой, при малейшем нашем движении доставляют шокирующую боль.
Оценка «хороший-плохой» для управления собаками и людьми нужна для тех, кто распоряжается этими несчастными созданиями. В детстве родителям требовались какие-то инструменты для влияния на нас. И они выбрали самое простое – играть на потребности малыша чувствовать любовь родителей. Сделать это очень просто: ребенок делает что-то, не нравящееся маме, она хлопает его по попке, говорит, что он плохой, а в добавок, чтобы ему было все понятно, лишает его своей любви. А чтобы мы знали - что значит быть хорошим, нас за какие-то приятности, которые мы доставляли маме, гладили по головке и угощали разными вкусностями, говоря при этом: «Ты хороший, потому что любишь маму….», а любовь к маме проявлялась в том, что малыш убрал за собой игрушки вечером. Как просто показать человеку, что ты его любишь – просто убрать игрушки за собой. Стоит ли удивляться, что вырастая взрослыми, мы не умеем любить, и лишь «убираем игрушки»?
Когда взрослые люди любят, они стараются показать любимому свою хорошесть, и избегают получить от родного человека пинок за плохость. А любимый, впитавший с молоком матери эти стратегии, с удовольствием ими пользуется, то есть пинается и периодически поглаживает, но злится, когда такие же приемы применяют к нему. Это в нашем обществе называется любовь. На мой взгляд, это не любовь, а простой зверинец, потому что подобные методы дрессировки применяют к любым животным, а не только к человеку.
Конечно, нельзя сказать, что нужно прямо сейчас отказаться от использования этого арсенала. Если рядом плохо обученный одомашненный примат в человеческом обличии, который по-другому не понимает, лаской от него ничего не добьешься, только на шею сядет. С такими экземплярами нужно действовать старыми, проверенными методами – кнутом и пряником. Да вот только одна проблема, человека из обезьяны, таким образом не сделаешь, а только немного адаптируешь под себя.
Да и стоит ли пытаться подтверждать теорию Дарвина на собственном опыте? Из примата человека не получится, даже и не пытайтесь. Лучше вообще с такими экземплярами не связывать свою жизнь, а если связали, разойдитесь, даже если кажется, что уже поздно. Как определить, кто одомашненным приматом является, а кто нет? Вот небольшой списочек:
Одомашненный примат:
· Обидчив
· Злопамятен
· Иногда груб
· Думает только о себе
· Любит так, что убежать хочется
· Мстителен
· Ревнив
· Эгоистичен
· Часто не понимает простых объяснений
Кстати, пусть вас не успокаивают мужские окончания. Я знаю множество женщин, которые под эти признаки подходят на все сто. Ведь не могут обезьяны быть только мужского рода, им же и размножаться как-то нужно…
В общем, если вы встретили такой экземпляр, бегите от него, пока не поздно. Кстати, человекоподобные приматы очень способны к мимикрии. Их очень просто спутать с людьми, что постоянно и происходит, тем более что с течением времени людей становится все меньше, а приматов все больше. По моим оценкам, соотношение приматов к людям уже достигло критической отметки 3 к 7. На каждых семь приматов приходится трое людей. К чему мы катимся?
Ну, вы, конечно, понимаете, что это все шутка, хотя… в каждой шутке есть…
А если серьезно, то оценка «хороший-плохой» - это подходящий способ внушить человеку чувство вины, чтобы потом, играя на этом чувстве, получать от него что-то для себя. Это обычная, ничем не прикрытая манипуляция. А манипулировать вредно, так как люди это чувствуют, и отвечают адекватно, то есть, начинают манипулировать вами, а это не приятно. Замечали?
Что ж, выходит, что оценивать людей нельзя, но какая-то мораль должна быть все равно, иначе, став безоценочными, некоторые приматы превратятся в зверей и будут питаться человечиной.
Пускай оценка будет не с позиции «плохой-хороший», а с позиции «добро-зло». Просто задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю – это добро или зло. Если я строю – это добро, если я разрушаю – это зло.
Вот, например, кто виноват в ссорах, на ваш взгляд: Тот, кто начал? Тот, кто продолжил? Оба?
Хочу вас обрадовать…, вы не правы в любом случае. На мой взгляд, виноват тот, кто рушил отношения. Начать ссору может каждый, просто настроение не то, и понеслось… Но ведь идеальных людей нет, когда-то мы все срываемся. Да? Продолжить может так же любой из двух, потому что иногда бывает трудно не сорваться в ответ. Тоже бывает… Все мы - люди, и время от времени ошибки делаем. Но если кто-то начинает ссору раскручивать, усиливать, делать ее мощнее, вот этот человек и рушит отношения, даже если он борется за мир во всем мире .
Можно рушить, а для отвода глаз прикрываться благими намерениями, но это всего лишь обман. И обманывающий это всегда чувствует, вот почему среди политиков почти все больные люди. Их вранье рушит их организм, потому что они врут сами себе.
Можно врать людям, и люди могут поверить, если врать убедительно, но не соврешь самому себе, потому что душа всегда чувствует неправду, и знает – что добро, а что зло. Мы каждый миг знаем – где добро, а где зло, но чтобы осознать это знание, нужно перестать верить в те постулаты, которые вложило в нас общество. И тогда нам будет не нужны разного рода оценщики и советчики. У нас всегда будет с кем посоветоваться – с самим собой.
Общество так устроено, что виноватыми мы себя чувствует часто. Религия заставляет нас чувствовать раскаяние за наши желания быть богатым и счастливым «…потому что только бедные попадут в рай». И мы разрываемся в этом противоречии – ведь бедным жить худо, а богатым нельзя. Государство постоянно внушает нам мысль, что из-за нашего нежелания платить налоги мы грустно живем. Но при этом нам уже много лет обещают райские кущи прямо завтра. Модные журналы показывают нам эталоны красоты, и мы, сравнивая себя с ними, чувствуем неудовлетворенность собой. Однако все мы разные, и можно ли говорить, что какая-то модель красивее вас, только потому, что в этом сезоне именно такая фигура и мордашка модны?
На чувстве вины построены все рекламные акции. Вам показывают сверкающую белизной кухню, и вы, посмотрев на свое место жарки и варки, понимаете, как бедно вы живете. Вам показывают красиво-ярким мужчин и женщин, пьющих пиво и отдыхающих под пальмами, а вы ощущаете приниженность от мысли что они это могут, а вы нет.
Чувство вины построено на основе сравнения. Мы сравниваем себя с кем-то лучше нас, и чувствуем себя виноватыми, что мы не такие великолепные. Чувство вины может быть как бичом, оставляющим кровавые рубцы на нашей душе, так и мотивацией изменить свою жизнь и стать лучше. Главное – не надо сравнивать. Я слышал такую метафору:
У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.
В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.
После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:
— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.
— Почему? Чего ты стыдишься?
— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удрученно сказал горшок.
Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным, он сказал:
— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.
Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилось половина его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.
Тут водонос сказал горошку:
— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!
Надо ли еще что-то говорить? Каждый из нас прекрасен, совершенен и уникален. Только наши сомнения в этом могут убедить людей в обратном. Но главное - убедить нас, что мы недостойны чего-то, потому что мы несовершенны. Совершенство недостижимо, потому что если бы было возможно стать самым идеальным человеком, в этот день мир бы умер, так как исчезла бы мечта, а без мечты нет жизни.
Для Вас Получал и Осознавал Геннадий Павленко
Instagram: @alexandr__zubarev