Переждать жаркий полдень в комфортном кресле, порой, бывает очень полезно, если, конечно, это не сиденье водителя, и вы не едете с семейством к морю. Проблема в том, что организм об этом не догадывается и норовит прикорнуть ненароком. Мы расскажем, как не дать ему этого сделать и добраться до конечной точки маршрута.
По данным Volvo, более половины всех ДТП так или иначе связаны с выездом за пределы полосы. Притом, не факт, что речь об опережении, обгоне или любом другом осознанном, но недостаточно аккуратно подготовленном маневре, это просто «выезд», который может быть спровоцирован банальной усталостью, снижением концентрации или даже... сном водителя. И не стоит думать, что это случается слишком редко. Четверть! Четверть всех ДТП на загородных трассах связаны со сном или с переутомлением. И чем жарче на улице, тем чаще случаются такие аварии. Хотя тут связь вполне очевидна — автотуристы тянутся на природу, городские жители по возможности переезжают на дачи, траффик возрастает...
Сюда же — более ранние подъемы, поздние возвращения, вечный недосып, хронический стресс, вызванный постоянными «пробками», традиционно возрастающий объем работы (из-за тех же отпусков), изнуряющая жара, перманентные дожди, комары. Этот список огромен и почти бесконечен. Но кому от этого легче? В конечном счете, «не ты, так в тебя», и ты будешь винить себя за то, что мог бы и среагировать, увернуться, но слишком устал или не проснулся... В общем, ритм и образ жизни уже не изменить, да и дороговато нынче все это обходится, а коль так, имеет смысл подумать над тем, как, находясь за рулем, быстро и безболезненно довести себя до нужной кондиции. И, желательно, за минимально короткое время.
Этот список можно сделать банальным: пять-шесть простейших советов и можно заканчивать. Все же прекрасно понимают, чтобы не заснуть за рулем, надо выспаться и высыпаться регулярно. Можно научиться будить себя химией. Кто-то предпочитает начинать с колы. Заканчивают же обычно различными энергетиками... Это помогает не спать. Пару часов. Но потом накачавшегося кофеином и сахаром водилу даже залп артиллерийской батареи не поднимет, не то что полуденный выстрел «петропавловской пушки»... Кто-то запасается семечками, кто-то лимонами и льдом. Кто-то намеренно голодает. Самый «гениальный» совет — не ездить ночью. Для кого-то он, наверное, действительно актуален, но лично мне, например, не подходит категорически, так как все самые легкие как в физиологическом, так и энергозатратном плане поездки в моей жизни случались именно в это время суток...
В общем, кислота, кофеин, сахар... Все это, по большому счету, бесполезно, ибо лечит симптом, но не причину. Тогда как выспаться перед дальней дорогой в большинстве случаев тоже — утопия. Перед стартом вас заставят уложить вещи, проинспектировать машину, причем, сделать и то, и другое не менее трех раз. Потом проверить деньги с документами, собрать провиант в дорогу — те самые энергетики и лимоны. А после будут додалбывать вопросами вроде «а это взять не забыл?». Иными словами, спасение утопающих — дело самих утопающих, и никак иначе. С тем, собственно, и начнем.
Добавь кислорода
Первый признак того, что ваш организм решил взять небольшую паузу — навязчивая зевота. Что характерно, она не является однозначным показателем усталости. Вполне возможно вашему мозгу не хватает кислорода. В кондиционированном авто такое случается довольно часто. Особенно, когда водитель отдает управление на откуп «умному» климат-контролю.
Дело в том, что автоматика в этом случае начинает экономить ресурсы и активирует циркуляцию. Фактически вы начинаете дышать тем воздухом, который выдыхаете. Проходя через систему, он охлаждается, осушается, фильтруется, а в особо продвинутых авто еще и ионизируется, так что у вас создается впечатление, что этот воздух достаточно свежий, но это совсем не так. Выход — откройте на пару минут хотя бы одно окно, а лучше, оставьте его приоткрытым, как обычно поступают люди, носящие контактные линзы.
К слову, зевота неприятна не только сама по себе — она существенно снижает концентрацию. Так что от этой напасти стоит избавляться как можно быстрее.
Следи за часами
Как бы смешно это не звучало, но у каждого человека внутри есть собственный биологический будильник. «Совы» откровенно спят по утрам, «жаворонки» вырубаются с последними лучами летнего солнца. Их так же стоит опасаться в районе полудня, тогда как «совы» обычно снижают активность в районе 3-4 часов дня. Для каждого из видов предусмотрены и наиболее опасные ночные часы...
Эти данные усредненные, и каждый знает особенности своего организма, куда лучше иного медика, но забывать об этом все-таки не стоит. В общем, первое правило — следите за временем и старайтесь избегать руля в те моменты, когда ваше тело настойчиво требует сиесты. В обычное время данный совет вряд ли сработает, но если вы, к примеру, едете на юга с домочадцами, и у вас под боком есть второй водитель (желательно иной «ориентации»), передайте ему управление или хотя бы попросите пассажиров немного за вами последить.
И еще одно: если они вдруг заснули — немедленно будите, ибо следующим заснувшим окажетесь вы. Тут в процесс включается тот же биологический «обучающий» механизм, который ответственен за «коллективную» зевоту — видя спящего, ваш организм может принять это, как руководство к действию...
Говори, а не слушай
Монотонное и однообразное по сути своей поступление информации извне — убаюкивает. Все же помнят, как мощно и неожиданно «рубит» студентов во время «тяжелых» пар. И, напротив, если препод был активным, завлекающим в процесс, его лекции «пролетали» за секунды. Тут действует еще один биологический механизм, который, собственно, и заставляет нас еще в младенчестве засыпать под материнское пение, под укачивание... Примерно также на водителя действует и музыка. Притом, все остальные составляющие тут также присутствуют. Только вместо колыбели — покачивающийся на неровностях кузов авто, а вместо крутящегося «канделябра» с игрушками — монотонно-однообразное асфальтовое полотно.
И в такой ситуации лучше говорить, петь, орать на проезжающих мимо водителей (этот способ, правда, на любителя)... В общем, всячески загружать серые клетки, не давая мозгу погрузиться в нирвану. Многие считают, что достаточно увеличить громкость на магнитоле и подпевать, но это работает только в том случае, если вы слушаете песни на любом языке, которыми, кроме того, владеете в совершенстве. В противном случае, мозг быстро сделает все это «фоном», и спустя 10-15 минут вы вновь начнете клевать носом.
Сделай перерыв
Пару лет назад автор этих строк «имел довольно протяженное путешествие по атлантическому побережью США». Так вот, на наших федеральных трассах развлечений больше на порядок. Тебя то подрежет кто-нибудь, то обматерит, то ты на скорости влетаешь на участок дороги, где танки без траков остаются, не то, что автомобили без колес... Но их же «интерстейтах» вообще делать нечего — просто пилишь сквозь пространство «на круизе», изредка поворачивая руль и поглядывая на указатели. Без регулярного отдыха такой вояж довольно быстро закончится в кювете, поэтому останавливаться приходится на каждой второй Rest Area. От точки до точки около 100 миль. По нашим дорогам расстояние лучше сократить до 80-100 км. Не обязательно заезжать в специально оборудованное место, достаточно заправки или съезда на второстепенную дорогу, где можно остановиться и размять ноги. Пяти-десяти минут, чтобы привести себя в порядок обычно достаточно, тем более, что во время семейного путешествия, такие «стопы» все равно придется делать. В «санитарных» целях.
Однако в данном случае стоит опасаться слишком длинных остановок. Если вы не планировали оставаться в конкретном месте надолго, старайтесь не задерживаться дольше, чем на 10 минут, иначе ваш организм может подумать, что поездка завершена и потребовать более качественного отдыха.
Спать — полезно
Впрочем, бывает, что без сна тоже не обойтись. Особенно, когда в руле — один человек, ночь была проведена в сборах, а время отведенное на сон — в попытках вспомнить, что же такое важное все-таки осталось вне пределах оперативной памяти. Тут стоит вспомнить и о биологических часах, и о наиболее опасном для вождения времени суток... «Внутренний будильник» как раз нам и предстоит обмануть. Для этого достаточно минут 15-20 подремать. Можно в машине, можно на открытой веранде, например, ресторана. Благо с ними сегодня особых проблем не наблюдается, во всяком случае, когда речь о крупных трассах. В конце концов, с нее можно свернуть. Тем не менее, чтобы в процессе не искать впопыхах место для остановки, стоит этим озаботится заранее. Например, во время изучения карты. В конце концов, в таких случаях выручит даже навигатор-наладонник или соответствующее приложение в смартфоне.
Это один из наиболее действенных способов не заснуть за рулем, которым пользовались водители нескольких поколений, включая дальнобойщиков и таксистов. Так почему бы не продолжать им пользоваться?
Юрий Горячев
Instagram: @alexandr__zubarev