Есть мудрое изречение: "Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня". Можно его перефразировать так: "Не откладывай на потом то, что можешь сделать сейчас". Мудро, конечно. Но ведь все равно откладываем. А потом становится мучительно больно за бесцельно прожитый день, не говоря о годах. И ведь знаем, что самим плохо будет, а все равно откладываем. Такова природа человеческая, слабая и беспомощная. А если ты человек сильный (или таким себя считаешь), то, хочешь, не хочешь, а надо себя перебарывать.
Есть несколько причин, по которым мы откладываем дела, даже если время на их выполнение имеется.
Первая причина - дело слишком сложное, страшно его начинать, потому что объем работы большой, а исход дела неизвестен - а вдруг не получится? Для того, чтобы все-таки приступить к выполнению такого дела и довести его до логического завершения, рекомендуется разделить процесс выполнения на несколько этапов. Теперь, когда вы принимаете решение, начать выполнение задачи или отложить "на потом", думайте не обо всем деле целиком, а только о первом его этапе, который вам нужно выполнить. Основные этапы, в свою очередь, можно разделить на более легкие и\или непродолжительные.
Приведем пример, с которым сталкивался, наверное, каждый. Нужно написать курсовую работу, причем вы понимаете, что чем раньше начать ее написание, тем лучшего качества она получится, и, следовательно, будет оценена выше. Но начать писать работу, оценивая ее объем, очень сложно, и вы начинаете откладывать написание до тех пор, пока до сдачи работы остается 2 недели. Естественно, качество курсовой оставляет желать лучшего, а сколько нервов потрачено! Поэтому разбиваем работу над курсовой на несколько этапов: подбор литературы, написание 1, 2 и т.д. раздела работы, оформление, сдача преподавателю. Этап подбора литературы делим на: посещение библиотеки, просмотр журналов, просмотр книг, поиск в интернете и т.д. Это уже гораздо легче, чем большая задача "Написание курсовой работы", но каждый шаг ведет к цели.
Отведите специальное время на выполнение сложной работы, в зависимости от сроков ее выполнения и объема. Например, ежедневно по 1 часу. Если вы будете знать, что вам не нужно все свое время посвящать этой проблеме, вам будет гораздо легче выполнять ее.
Вторая причина, по которой откладывается выполнение дела, - дело неприятное, поэтому мы не хотим его выполнять, хотя и надо. Например, поход к зубному врачу, оплата счетов, разговор с начальником. Обычно на выполнение такого дела не требуется много времени, тем легче его отложить. Кажется, что можно сделать это потом, на это всегда найдется время. Последствия такого решения весьма плачевны: зуб начинает болеть до невозможности сильно, за неуплату вам отключают телефон, начальник "забывает" выдать вам премиальные. Существует определенный момент, когда вы решаете, выполнять вам сейчас такое дело или отложить. Постарайтесь уловить, что именно сейчас вы принимаете решение, и немного затянуть этот момент. Насколько вам позволяет воображение, представьте все ужасные последствия невыполнения дела. Не забудьте о своей совести, может, окружающие и не заметят, что вы не выполнили дело, но сами вы будете постоянно думать об этом и мучаться. Возможно, только этот прием заставит вас начать работу. Если это не помогает, существует два возможных исхода. Первый - вы понимаете, что ничего ужасного не произойдет. В таком случае можете смело отложить выполнение дела. Может быть, проблема пройдет сама собой. А если нет, то решите ее в следующий раз. Второй исход - вы понимаете, что проблему надо решить именно сейчас, но вам лень. Тогда нужно прибегнуть к одной уловке. Только начните, но не продолжайте выполнение дела. Позвоните врачу, узнайте, когда он принимает. Вполне возможно, вы сразу же и запишитесь к нему на прием, и тогда вам придется идти. Достаньте счета, просмотрите их и положите в свою сумку или папку. Когда вы будете случайно проходить мимо расчетного центра, вам нужно будет только зайти в него и заплатить, ведь счета вы уже взяли. Можно также пообещать себе вознаграждение за выполнение дела. Ведь вы перебороли себя, сделали это. Вы же получаете на работе зарплату, а за такой труд, как выполнение неприятного дела, обязательно надо себя побаловать.
Бывает так, что вас до такой степени одолевает лень, что даже нет сил начать. Нам часто бывает лень делать монотонную, нудную работу. Это в основном касается домашних дел, таких, как стирка, уборка, ремонт. Один из вариантов - вы не ждете, когда накопится куча грязной одежды, а все стираете по мере загрязнения. Испачкали футболку - сразу же постирали. Если все-таки накопилось много белья, можно каждый день или через день стирать по одной - две вещи. Тогда вы не будете сильно уставать и начать стирку будет легче. А можно прибегнуть к одной уловке. Попробуйте положить свою грязную одежду не в ванной, на обычное место, а посреди комнаты - на кресло, на кровать и т.д. Пройдет некоторое время и вам надоест смотреть на эту кучу, может, это заставит вас наконец постирать? Если вам сложно начать ремонт, оторвите клочок обоев на видном месте. Даже если вы сможете спокойно на это смотреть, гости обязательно обратят внимание на это безобразие, возможно, вам станет стыдно и вы сделаете ремонт.
Конечно, может получиться и так, что никакие силы не смогут заставить вас сделать какое-то дело. Значит, не так уж и важно его выполнение. Только не придумывайте себе отговорок - некогда, нет возможности, - просто скажите себе: "Мне не хочется это делать". А вдруг совесть все-таки проснется?
Instagram: @alexandr__zubarev