"Добиваться своего или проигрывать?" - странная постановка вопроса, подумает читатель, - ну конечно же, добиваться своего!
Но иногда люди ведут себя так, что обречены на проигрыш. Они предчувствуют свой неуспех, ощущают себя малоценными. Это лишает их воли и энтузиазма. Такие переживания способны возникнуть - у человека с низкой самооценкой.
То, что мы думаем о себе, способно повлиять на нашу жизнь. Уверенный в себе человек не ищет поддержки и одобрения собеседника - зачем? Их можно найти в себе самом. Инициативный и предприимчивый, он имеет достаточно высокий уровень притязаний и часто многого достигает. Неудачи и критика не обескураживают человека с высокой самооценкой, поскольку причину он видит не в пороках своей личности, а во внешних обстоятельствах и своих ошибочных действиях. Он сам - главная поддержка себе, он всегда может черпать в себе силы для дальнейших действий и решений.
Человек с низкой самооценкой очень внимательно относится к реакции других на свои поступки и слова. Он чувствителен к критике, но она - увы! - только подтверждает его низкую оценку собственной личности. Но и похвалу не способен принять, отвергая высокую оценку своих достижений. Да он и не собирается добиваться многого: "Разве я смогу?.." Он зависит от мнения других людей и занимает менее активную жизненную позицию, чем его противоположность - человек с высокой самооценкой.
Хотя американские психологи уверены, что взрослый человек может путем упорного пошагового выполнения определенных рекомендаций исправить свои недостатки и изменить свой жизненный стиль, - не стоит ждать, когда какие-то свойства характера станут вашей бедой. Корни наших бед и грядущих достижений - в детстве. Внимательные родители, наблюдая за поведением своих детей, многое могут увидеть - ведь представление ребенка о себе и мире, будущие стереотипы поведения складываются на их глазах.
Сначала - Я есть Мир, и Мир есть Я… Позже отделяется восприятие себя от восприятия мира… Представления о себе и окружающем мире развиваются и обогащаются. К ощущениям себя добавляются суждения, оценки, перерастая в более глубокое понимание своих физических, моральных, эмоциональных и интеллектуальных качеств. Усложняется образ своего Я, складывается самооценка. Формируется система жизненных ценностей. Вся информация, приходящая извне, преломляется, как сквозь оптические линзы, через это представление о себе. Человек еще ростом взрослому по пояс и не ходит в школу, - а самооценка у него уже есть. Она влияет на отношения со сверстниками, родителями, формируясь в них. Будучи высокой или низкой, она воздействует на самоощущение. В школе самооценка станет влиять на успеваемость, а позже - и на выбор жизненной стратегии, на отношение к удачам и поражениям. Отдаст ли человек предпочтение упорной борьбе на пути к цели - или ограничится малым, уступая без боя дорогу другим? А если он станет бороться - будет ли уверен в себе? Сможет ли оценить себя и свои реальные возможности, или сомнения, неуверенность и вина станут отравлять его душу? Нужно ли ему для того, чтобы действовать, - переламывать себя, переживая бурю отрицательных эмоций: тревогу, страх и депрессию? Низкая самооценка попортит много крови человеку… Конечно, самооценка изменяется и развивается, но, однако, она достаточно стабильна в своем плюсе или минусе.
Правильно ли человек оценивает себя? Высоко ли ценит? А если высоко, то не преувеличивает ли свою ценность, не завышает ли уровень своих притязаний по сравнению со своими возможностями? Может быть, надо оценивать себя низко - тогда и разочарований не будет? Но если ценишь себя низко - вряд ли поставишь перед собою высокие цели - "по Сеньке и шапка…" Вопросы, вопросы, вопросы… Наверное, чтобы правильно оценить свои возможности, их нужно сравнить с возможностями других; какого успеха другие добиваются, каковы причины их удач и поражений… Но к каким бы результатам мы ни пришли в конце своих размышлений, оценка себя должна быть всегда позитивной, даже если свои конкретные способности и поступки мы оцениваем отрицательно. И это самое главное. На самом "донышке" нашего самоощущения должна, обязательно должна лежать вера в себя, только она дает силы надеяться на свое будущее и действовать. Если нет этой веры - на что опираться в неблагоприятных жизненных обстоятельствах? На любящих других? А если их рядом нет?..
Не будем заглядывать в пропасть: мы видим, там темная бездна, отшатнемся от края. Хотя вполне возможно, что человек с низкой самооценкой найдет в жизни свою скромную нишу и пройдет свой путь без всяких трагедий.
Однако все-таки и родителям, и учителям следует проявить беспокойство и попытаться что-то изменить в жизни ребенка, если у них возникнет впечатление, что у ребенка - низкая самооценка. Конечно, вы не можете быть безупречными в своих выводах, но если решите, что низкая самооценка стала для ребенка проблемой, - обратитесь к школьному психологу или в психологическую консультацию.
Кроме того, низкая самооценка, как правило, подкрепляется в семье, поэтому вам придется вместе с психологом проделать тяжелую работу над собой, проанализировать свои стереотипы поведения, набраться мужества признать свои ошибки и изменить свой стиль поведения с ребенком, контролируя себя в максимальной степени. Как правило, у любящих родителей ошибки в воспитательной стратегии - не вина их, а беда. Но беду эту обязательно попытайтесь устранить. Взрослые редко наносят сознательный вред своим детям; как правило, вред ребенку они причиняют, искренне любя его и желая ему добра. Надо выбрать правильный путь, который приведет к хорошим результатам.
Так как же догадаться, что у вашего ребенка - низкая самооценка?
- Понаблюдайте за поведением ребенка: если он редко улыбается, интонация его речи саркастична или полна уныния, - он, скорее всего, недоволен собой и жизнью.
- Затянувшиеся проблемные ситуации ( например, энурез) - сигнал потенциально низкой самооценки.
- Ребенок часто самокритичен в своих высказываниях: "Я никогда не смогу это сделать…"
- В отношении ситуации соперничества у него - негативные ожидания и прогнозы: " У меня нет шансов победить…"
- К успехам других ребенок относится критически, он склонен подчеркивать чужие недостатки: "Ему просто повезло…", "Его беда в том…"
- Он не желает видеть в себе источник просчета: "Я не виноват, что…"
- Ребенок не способен принять похвалу: "Вы не думаете так на самом деле…"
- У ребенка повышенная чувствительность к критике, он застенчив, социально неадаптирован: "Все против меня…"
Совсем иначе ведет себя ребенок с высокой самооценкой: он уверен в своей компетентности и своих будущих успехах; он не столь чувствителен - в том числе и к критике, он гордится похвалой и уверен, что производит неплохое впечатление на людей…
Поведение родителей влияет на самооценку детей
В семье с властными родителями ребенку не хватает ощущения собственной ценности, а, стало быть, велика вероятность низко ценить свои возможности.
Родители - тот образец, с которого ребенок вплоть до подросткового возраста будет брать пример. А если у родителей низкая самооценка, - угадайте, какой она будет у ребенка? Дети, как правило, имеют такой же, как у матери, уровень самооценки…
Неблагополучные отношения между родителями тоже влияют на то, как ребенок оценивает себя. Постоянные ссоры и конфликты в семье, развод и новый брак отца и матери - залог низкой самооценки ребенка.
Если мама не вовлечена в заботы и интересы ребенка, невнимательна, раздражительна, мало проявляет любовь и уважение к ребенку - он не ощущает себя ценным, значительным и нужным… Ребенок должен ощущать теплоту и заботу хотя бы одного родителя…
Отец в современной российской семье, как правило, осуществляет общее руководство делами. Однако, если именно он осуществляет контроль за ребенком и наказывает его, - у ребенка может сформироваться низкая самооценка.
Самостоятельность - необходимое качество мужчины; поэтому родители, избыточно опекающие мальчиков, пагубно влияют на их самооценку.
Необходимо чувствовать меру, ту невидимую грань, за которой забота перерастает в повышенную, избыточную опеку, а обратное стремление предоставить ребенку свободу - лишает какого-либо руководства, порождает тревогу и чувство незащищенности.
"Они наказывают меня, потому что не любят"
Жесткое, авторитарное воспитание порождает у ребенка множество психологических проблем, в том числе снижает его самооценку.
Авторитарным родителям не хватает стремления понять ребенка и помочь ему. На первом месте у них - собственные убеждения по поводу жизни и воспитания. Они категоричны в суждениях, любая ситуация, на их взгляд, нуждается в ясном и однозначном решении. Может быть, поэтому они требуют от детей абсолютного подчинения своей воле, устанавливают правила и ограничения, для которых не может быть исключений. Такая тактика лишает ребенка возможности проявлять самостоятельность и активность и порождает у него неуверенность в себе и постоянное чувство вины. У ребенка недостаточно жизненного опыта, и многие ситуации, с которыми он сталкивается в детстве, для него являются неопределенными. Ребенок должен решить проблему, - но как ему быть, если родители столь строги и в случае неправильного решения или неудачи осудят его или накажут? Ребенок ощущает дискомфорт и тревогу, он становится социально пассивным и нерешительным. Разве он может что-то сделать, не посоветовавшись с родителями, - вдруг он сделает все неправильно?
Нередко у него формируется предубежденность против себя, возникает стойкое переживание собственной малоценности, слабости и зависимости.
Если же ребенок выберет иную тактику, чтобы снимать напряжение в отношениях с родителями, и будет постоянно уступать давлению, - у него может сформироваться конформное поведение. Обобщая такой жизненный опыт, дети могут сделать конформизм своим жизненным принципом, а страх и недоверие к родителям может перерасти в недоверие к людям вообще.
Поведение детей авторитарных родителей обычно лишено жизнерадостности, непосредственности, прочной уверенности в себе и эмпатии, необходимых в любых взаимоотношениях.
"Они наказывают меня, потому что я неправ"
Но семья может сделать много полезного для формирования у детей позитивной самооценки, которая облегчит им взрослую жизнь.
Ребенок, ощущающий теплоту и любовь родителей, привыкает к представлению о том, что он счастлив. Родительское внимание создает у него уверенность в собственной ценности.
В семье у ребенка формируется система ценностей, которая ориентирует его, какие действия успешны, а какие - нет. Как правило, такая семья - сплоченное и солидарное целое, отношения в ней царят доверительные. Хотя основные решения принимает один родитель, менее значимые решения принимаются всеми вместе. Такие определенные полномочия в принятии решений, в проявлении авторитета и ответственности играют важную роль для укрепления уверенности ребенка в себе.
Еще не так давно были очень популярны установки на сверхлиберальное воспитание ребенка. Дети не знали, что такое "нельзя", пользовались неограниченной свободой в семье, сами набирались жизненного опыта и принимали решения. В 70-80-е годы эти дети стали взрослыми, и все увидели недостатки их сверхлиберального воспитания. И прежде всего, это была социальная неадекватность, инфантильность, неадаптированность таких людей к жизни: они плохо представляли, где проходит граница между их Я и Я другого человека, не знали простой вещи: что можно и нужно действовать по определенным правилам… Поэтому сегодня психологи считают предпочтительным такой стиль родительского поведения, при котором ребенку предоставляется свобода действий, но в установленных родителями границах.
Ожидания родителей относительно достижений и успехов их ребенка тоже играет важную роль в формировании самооценки. Какую высоту я могу взять, должны ли мои цели быть скромными или я могу добиваться большего? Родители своим поведением, поощрением каких-то действий ориентируют ребенка на определенный уровень достижений. Они указывают - пусть не прямо - стандарты, сферу жизненного преуспеяния, уровень возможных притязаний. Казалось бы, сколь различны суждения, но они об одном: "Маша такая интеллигентная, она так тонко чувствует музыку и с ней всегда интересно поговорить", "Не в школе дело: главное - твои успехи в шахматах", "Сын Марьи Ивановны владеет уже тремя ресторанами, его мать с отцом там бесплатно обедают - обеспечил родителям старость", "Не в деньгах, сынок, счастье", "Федя учился-учился, - а зачем? Сейчас в магазине покупателей обслуживает отличник ваш, получает гроши", "Мне достаточно, чтобы у тебя в школе не было двоек", "Вася - классный инженер, отлично в компьютерах разбирается, но такой бездушный: о родителях и младшем брате совсем не беспокоится ". Оценки действий окружающих, их жизненных стратегий и ценностей важны для детей. Суждения родителей, даже не обращенные прямо к детям, впитываются ими, как губкой вода. Представления о жизненном успехе начинают складываться у детей в семейном кругу. Дети с высокой самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха: родители, как правило, имеют с такими детьми более близкие, доверительные отношения, указывают детям те средства, с помощью которых они могут достичь цели, дают оценку их действиям, верят в своих детей и их успех - одним словом, направляют их в жизни.
Что же еще влияет на самооценку?
На самооценку ребенка влияют, к сожалению, и социальные факторы: дети из высших слоев общества, особенно мальчики, более склонны к внутреннему принятию себя, чем дети, принадлежащие к классам с невысоким социальным статусом.
Единственный ребенок в семье имеет больше шансов ценить себя высоко, чем ребенок, растущий в многодетной семье.
В многодетных семьях высокой будет самооценка скорее у старшего ребенка, чем у младших. У младшего мальчика высокой самооценка может стать тогда, когда старшие дети - девочки. К таким выводам пришла психологическая наука.
Идем в школу: что мешает легко жить?
Какой стресс - поступление в школу! Как преодолеть его? Показав другим, что ты умеешь учиться и достигать успехов. Поэтому неудивительно, что успехам в математике и чтении в начальной школе, как правило, сопутствует высокая самооценка.
Однако не стоит концентрироваться только на успехах в школьных предметах. У ребенка должны быть разнообразные интересы. Нужно поощрять специальные склонности: занятия спортом, искусством, ремеслом или музыкой.
Очень важно, чтобы у ребенка появился близкий друг. Это способствует формированию у него высокой самооценки: ребенку важно сознавать, что кто-то разделяет его мысли и чувства.
Самооценка в юности
Ох, этот подростковый возраст! Это серьезное испытание и для самого ребенка, и для окружающих его взрослых. Эмоциональное равновесие прежних отношений в семье нарушается.
Меняется поведение самого ребенка. В 12-14 лет он становится более застенчивым, его самооценка несколько снижается. Подростку кажется, что взрослые и сверстники начинают относиться к нему хуже. И неудивительно: теперь он перешел из безопасной обстановки начальной школы в школу среднюю, где учителя и классные комнаты сменяют друг друга, и каждый учитель ожидает от него более ответственного и независимого поведения.
Да еще эти изменения в своем внешнем облике! Их необходимо понять, к ним нужно приспособиться. Идет переосмысление себя, своих отношений с родителями и сверстниками. Изменения образа своего тела очень серьезно влияют на самооценку. Считает ли подросток и его сверстники, что изменения эти соответствуют норме, - очень важно для него. Отставание в половом созревании снижает популярность и статус подростка в кругу ровесников.
Изменения в сфере интеллектуальных возможностей способствуют формированию отношения к миру, обществу, социальным ценностям.
А постоянные колебания настроения! А ранимость и противоречивость поведения! То он энергичен, то пассивен; то стремится к независимости, то просит о помощи… Подросток переживает одиночество и утрату ("объектный и эмоциональный голод"), в стремлении справиться с ними беспорядочно расширяет круг общения, в компании сверстников получает эмоциональный опыт…
И тем не менее, именно хорошие отношения в семье помогают подростку справиться с возрастными трудностями. Прежде всего, родители должны понимать, что творится с их ребенком, и помогать ему осмыслить тех изменения, которые с ним происходят. Подросток должен иметь возможность обсудить свои переживания со взрослыми, встречая с их стороны спокойное, сочувственное понимание. Он должен понять, как взрослые справляются со своими проблемами и как организуют эмоциональную жизнь. Так родители поощряют стремление ребенка к самопониманию и преодолению трудностей, подталкивают к проявлению зрелого поведения. Было бы разумно предоставить ребенку независимость, к которой он стремится, не теряя реального контроля над его поведением, удерживая его в определенных границах.
Для гармоничного развития личности, для развития положительной самооценки в юном возрасте для девочек необходимо ощутить свою физическую привлекательность, получать подтверждение этому в отношениях с другими людьми. Для мальчиков более важным становится эффективность, успех как во взаимоотношениях с девушками, так и в любой деятельности, в которой они хотят утвердиться.
До тех пор, пока у человека не сформируются внутреннее представление о самом себе, своих ценностях и целях, для него будет важна оценка значимыми другими, а родители обязательно входят в этот круг.
Что же должны помнить родители, если они хотят, чтобы у их ребенка была высокая самооценка?
Критиковать ребенка необходимо на фоне общей психологической поддержки
Любовь, одобрение, ощущение безопасности необходимы ребенку с малого возраста. Они - основа формирующегося у дошкольника чувства собственной ценности. Важно оградить ребенка от неблагоприятного взгляда на себя.
Развивая у ребенка чувство компетентности, взрослые должны подчеркивать, чему он научился и еще может научиться, а не его неудачи, неумение что-то делать. На самом деле успехи вовсе не кажутся ребенку разумеющимися. Положительный опыт нуждается в подкреплении, похвала дает энергию для дальнейших успехов, а негативные оценки ведут к тому, что руки у человека опускаются. Тем более недопустимо в результате неудачных действий негативно оценивать самого ребенка. Собственный опыт и качества, которыми его наделяют взрослые, формируют "автопортрет" ребенка, его самооценку.
Дети стремятся делать многое, что еще не умеют. Не ограничивайте их исследовательскую активность тем, с чем они уже справляются: это важно для формирования реалистичной самооценки. Не стремитесь искусственно повышать самооценку ребенка: это тоже может иметь неблагоприятные последствия.
Главная цель - развитие реалистической самооценки
Люди с низкой самооценкой нередко ставят перед собой либо чрезвычайно высокие либо явно заниженные цели. Поэтому любой результат расценивается ими как неудача: высокая цель не достигнута - "куда мне", а низкую может достичь любой - "даже я". Очевидно, что еще в детстве человек должен научиться ставить перед собой реалистические цели. Этому его должны научить взрослые. Цель должна быть такой, чтобы от ребенка требовалось усилие по ее достижению, но не превышающее его возможностей.
Дети так сильно желают успеха, что нередко ставят перед собой завышенные цели. Конечно, у них не достает жизненного опыта, чтобы быть реалистичными. Такую цель можно использовать как конечную, разбив ее на ряд последовательных промежуточных этапов на пути ее достижения. Легче прийти к успеху, добиваясь промежуточных целей. Положительная оценка неудачных действий не будет казаться неискренней - на фоне очевидного общего прогресса.
Реалистическая самооценка основывается на сравнении с предыдущими результатами
Обычно успешность достижений ребенка основывается на сравнении его результатов с достижениями других детей. Это вызывает у ребенка отрицательные эмоции, это непродуктивно. Будет лучше, если внимание ребенка будет обращено на сравнение с тем, как он сам выглядел в недавнем прошлом. Самый отстающий ученик, если его собственные успехи возрастают, заслуживает похвалы.
Способность человека к самоодобрению - цель наших усилий
Родители не могут быть вечно рядом со своим ребенком. Поэтому их цель - добиться, чтобы он не нуждался постоянно в их похвале, а мог сам трезво оценить себя и стать для себя источником позитивной и реалистичной оценки.
Умение гордиться собственными достоинствами
Наша традиционная культура оценивает как положительное качество скромность человека. Однако она не должна препятствовать нашей способности
· позитивно мыслить и чувствовать о себе;
· симпатизировать себе;
· относиться к себе с юмором;
· реалистично описывать свои достоинства и недостатки.
Неплохо, чтобы ребенок вел дневник. Для развития позитивного самовосприятия необходимо, чтобы он научился замечать:
· чем последнее время - например, неделя, - могла бы для него быть лучше;
· то, что он лучше узнал в себе, что удивило его в себе;
· внес ли он какие-либо изменения в свою жизнь за это время;
· кого он лучше узнал за прошедшее время;
· какие планы на будущее он строил;
· какие незаконченные дела остались с прошлой недели;
· свои успехи за день.
Творите жизнь, помогайте себе и другим!
Как поняли наши читатели, самооценка должна быть реалистичной и позитивной. Если она высокая, то все равно должна быть реалистичной, потому что завышенные притязания жизнь не может удовлетворить. И, конечно, читая всевозможные советы, лучше помнить, что однозначных ответов на вопросы, которые ставит жизнь, нет.
Изменить что-либо в личности ребенка - которая, как бы ни был он мал, гармонична, - задача трудная. А если учесть, что для этого нужно изменить не только ребенка, но и себя, - задача становится трудной вдвойне. Однако важно начать что-то предпринимать. Главное - ваше упорство, терпение и любовь к ребенку.
Ольга Жигарькова
Instagram: @alexandr__zubarev