Вот такое интервью получилось из переписки с интересным человеком — Лилией Марченко, бизнес-аналитиком (Нью-Йорк).
— Многие люди видят отсюда Америку примерно так, как писал Эдичка Лимонов: вся американская цивилизация определяется одной фразой — «Это твои проблемы». В первую очередь, конечно, это касается служебных и деловых отношений...
Во-первых, в Америке ты никогда не услышишь эту фразу. Это из плохих голливудских фильмов, которые переводятся на русский язык не знающими английского языка переводчиками. За мои шесть месяцев в Нью-Йорке я ни разу ее не слышала. Кроме того, практически каждый считает своим долгом раз в неделю где-то бесплатно работать, например, в так называемых фуд банках (food banks), где неимущие или бездомные люди могут бесплатно получить еду на неделю. А потом, бездомные получают так называемый велфер (welfare), пособие по отсутствию работы. Это не большие деньги, но умереть с голоду не дадут. Другое дело, что эти бомжи их пропивают. Однако государству и общественности есть дело до них. Зимой, когда было холодно, добровольцы ездили по городу и развозили бездомным горячую еду и теплые вещим. Есть ли у нас что-то подобное? Поэтому эта фраза — скорее всего, наша идеология. На Западе я нигде не слышала этого. А я, слава богу, побывала во многих странах. Где-то лучше, где-то хуже, но такого, как у нас, нет нигде. Где пенсионеры сидят без тепла и света потому, что это их проблемы — платить за свет и тепло, а если нет у них денег, то это тоже их проблемы. Так же и на работе. Если ты, например, подошла и попросила помощи в чем-то, а тебе отказали, и по этой причине сорвалась поставка, или ушел клиент, или еще что-то, то этого человека просто уволят. У них в компаниях идеология следующая: если один работник имеет проблемы — следовательно, вся компания имеет проблемы. Надо помочь человеку. Потом, еще одна разница. Я работаю в своей фирме уже пять лет. Я работала в России, в Украине, Австрии, Англии, Италии и вот в Америке. Я удивилась одному, что здесь если что-то пошло не так, как планировалось, то никто не ищет виновных, все силы бросаются на то, как быстрей исправить возникшую проблему. У нас же ищут виновных, чтобы потом развести руками и сказать: «А вот он, негодяй, не сделал, и вот вам результат!» И на человека посыплются все кары небесные. А дело как стояло, так и стоит. Поэтому, что в Украине, что в России воз и ныне там!
В человеческих же отношениях они не завистливые, как у нас. Никто не завидует тому, кто живет богаче или ездит на дорогой машине. Вообще к жизни они относятся как к приливу и отливу. Если сегодня потери, то обязательно будет и прибыль. Сегодня кризис — завтра будет подъем. То, что у них все ориентировано на деньги — это да! Но у нас, не ориентированных на деньги, есть ли Армия спасения или добровольцы, помогающие инвалидам? А может, у нас есть в автобусах и метро подъемники для инвалидных колясок? Могут ли люди с идеологией «Это твои проблемы» сделать это? А у нас? У нас нет ни одного автобуса для инвалидов. Чьи же это проблемы? Да их, инвалидов. То есть это наша психология и идеология.
— Вопрос по поводу служебных отношений. Допустим, имеется строптивый сотрудник, что-то ему не нравится, что-то требует, хочет сделать по-своему и т. д. — да вообще любой сотрудник, с которым возникают проблемы у начальства — его сразу же увольняют, со словами «не нравится — до свидания, мы никого не держим?» Или все же вникают в проблемы подчиненных, выслушивают их предложения?
Во всех крупных и средних фирмах рабочие отношения строятся на принципах профессионализма. То есть ко всему, что происходит в компании, нужно относится как к работе. Если у тебя неприязнь к сотруднику, это никак не должно влиять на работу. Когда, например, я получила свой последний контракт, наш глава филиала — пожилой англичанин — ответил мне на вопрос, за что я могу быть уволена: «Лилия, вас могут без всяких объяснений уволить по трем причинам — если вы придете на работу в нетрезвом состоянии, если будете громко и публично скандалить с сотрудниками или вашим руководством, или если вы придете на работу с оружием. Я спросила — если первое и последнее мне не грозит, то что делать со вторым. Мне ответили: если вам не нравится сотрудник идите говорите со своим менеджером, то есть со мной, если я не нравлюсь вам, на вашем рабочем столе есть телефон моего начальника, жалуетесь ему. Если вы считаете, что вас не понимают или поступают несправедливо, есть судебные органы. Во всех компаниях на Западе никогда не отчитывают нерадивого сотрудника при всех. Его вызывают к менеджеру и говорят о том, что не нравится в его работе и что надо исправить. Но наедине! Если после этого человек не исправляется, его вызывают еще и еще (3-4 раза), и лишь после этого могут уволить. Это, конечно, касается профессиональных качеств. Например, могут уволить за плохое отношение (Bad Attitude). Что это такое? Это, например, ты вслух, при других сотрудниках, говоришь плохо о третьем сотруднике или о том, что вот он ничего не делает, а получает больше меня. Тебя немедленно вызовут к начальству и скажут, что это неприемлемо. Измените свое отношение. Считается, что это разлагает дисциплину, влияет на эффективность работы. Поэтому во всех компаниях строго-настрого запрещено говорить, сколько кто получает. Если кому-то повышают зарплату то никто об этом не должен знать. На Западе никто тебе не скажет «не нравится — проваливай» — потому что там работник пойдет в суд, и если докажет на суде, что его уволили несправедливо, компания обязана будет выплатить до 50 тысяч долларов в зависимости от решения суда. Все это очень серьезно. Дело в том, что уволенный сотрудник садится на шею государству, потому что государство оплачивает его пособие по безработице, и государству надо доказать, что сотрудника уволили по его профессиональным качествам или по финансовым обстоятельствам компании (отсутствие контрактов или средств). Когда я пришла, у нас работала одна женщина. Так вот, она сделала огромную ошибку. Увидев во мне конкурентку, она начала действовать напрямую, как принято у нас. Покрикивать на меня, обсуждать меня и так далее. Но когда она в очередной раз закатила скандал, ее просто вызвали и уволили. К сожалению, она до сих пор наверное считает, что я, такая-сякая, молодая и без комплексов, перешла ей дорогу. Но это ее право.
— Жаловаться начальнику на коллегу — это нормально?
У них — да! Но самое интересное, что никто не скажет тебе, кто и когда пожаловался.
— Это мне не понятно... У нас ведь один из основных неписанных законов звучит примерно как «доносчику — первый кнут»...
Тогда откуда Павлики Морозовы? Может, у нас не процветало доносительство в годы сталинских репрессий? Может, у нас не доносят сейчас? Если просто так ходить жаловаться на сотрудника, это донос. А что делать, если он мешает тебе жить, унижает тебя? Бить морду? Это по-моему, уже самосуд — как раз в духе нашей действительности. А еще лучше заказать как неугодного, были бы деньги. Хорошо, если есть кому выполнять эту работу или у самого железные кулаки? А если нет? Что же мне не попросить о помощи? Терпеть побои и унижения? К сожалению, у нас так. Кто сильнее, тот и прав.
Тут, например, никто не пойдет доносить начальству, что сотрудники выпили пива в обеденный перерыв или что-то плохое про начальство сказали. Но если сотрудник украл у другого сотрудника и кто-то видел, будь уверена — донесут! (Не укради! И вор должен сидеть в тюрьме! Что не скажешь о нашей стране, где вор в законе — самый уважаемый человек. Как может вор быть авторитетом? Он вор!) Не знаю, донос это или нет. Преступления здесь раскрываются потому, что если кто-то видел, что на его глазах произошло преступление, обязательно позвонят в полицию.
В Австрии раскрываемость преступлений 95% В Канаде 80% в Штатах 75%. Что это, донос или гражданский долг? Это уж на совести каждого — решать в зависимости от ценностей, присущих тебе. Если ты сдаешь твоих друзей, которые решили с урока сбежать в киношку, вот это дело наказуемое. Или твой коллега не пришел на работу, потому что дядя в Урюпинске умер, хотя на самом деле он огород копал, — это уже донос. Или же стучать с целью получить повышение — это низко.
— Еще не понятно, как незнание зарплат помогает установить мир и дружбу. Должно бы происходть наоборот — работники пытаются выискивать секретные сведения, возникает подозрительность.
Никому и в голову не приходит выискивать. Если узнают, тебя непременно вызовут и предупредят. Если бухгалтер разболтает, то он забудет о том, что работал в этой компании, так как, поступая на работу, все сотрудники подписывают документ о неразглашении коммерческой тайны, ноу-хау и т. д. Зарплата — коммерческая тайна. Люди завистливы по природе. И когда они не знают, сколько получает тот или иной сотрудник, в коллективе нет склок и сплетен. Все работают. Представь, кто-то узнает, что он проработал на компанию 5 лет, а тут вдруг приняли сотрудника на такую же должность и дали ему больше — что начнется.
В больших и средних компаниях есть практика оценки сотрудников. Через год со дня приема на работу его вызывают и дают ему листок самооценки. Ты сама оцениваешь себя и объясняешь, почему ты решила, что заслуживаешь такую оценку. Такой же листок дают твоему менеджеру, он оценивает тебя. Потом это все идет в отдел кадров. Если оценки различаются диаметрально, назначается комиссия, и она беседует с другими людьми, коллегами, выясняют объективность. Потом вызывают тебя и говорят свое решение (которое ты можешь оспаривать). На основании принятого решения тебе повышают зарплату или оставляют ее такой, как была, или дают испытательный срок на 3-6 месяцев и смотрят за тобой. Если убеждаются, что твои оценки были правильные, тебе повышают зарплату или повышают в должности. Если твои оценки и менеджера совпадают — то тебя просто вызывают и беседуют, указывая на то, что нужно исправить или, наоборот, всем нравится. После этого и тебя спрашивают о планах. Например, какую должность ты хочешь иметь в будущем? Таким образом, ставят цель перед тобой и перед твоим менеджером, как лучше использовать твои качества. Это очень четко отработано.
—А есть ли вообще коренные различия в психологии людей там и здесь?
Люди на Западе такие же, как везде. Со своими заморочками и своими проблемами. Есть всякие — и большие, и маленькие, богатые и бедные, трудяги и лентяи, живущие во дворцах и картонных коробках, пьющие и непьющие. Жестокие и альтруисты. Но в общей массе там нет такого всеобъемлющего зла и вселенской жестокости, раздражительности, как у нас. Может быть, потому, что они все сытые?! В Австрии тебя толкнули нечаянно — обязательно извинятся. В Нью-Йорке при загруженности дорог, когда ты переходишь улицу, даже не в положенном месте, машины остановятся и пропускают пешехода. А у нас я все время от них шарахаюсь. Всегда боюсь угодить под грузовик. А потом еще выслушиваешь тирады от водителей. Я много раз уезжала и возвращалась. Что первое бросается в глаза, например, в Шереметьево или в Киеве? Сразу, как только сходишь с самолета и встречаешься с пограничниками и таможней, как только попадаешь в зал? Какая-то плотная, почти ощутимая на физическом уровне атмосфера зла, ненависти и зависти. Второе, что бросается в глаза, — это огромная разница между богатыми и бедными. На Западе есть огромная золотая середина — так называемый средний класс, у которых есть все, что необходимо для нормальной жизни. И это класс стремительно растет. Бедные — это те, кто сделал выбор быть бедным. Особенно в Америке. В Нью-Йорке полно бомжей и попрошаек, но там, например, можно заработать 200-300 долларов в день, просто считая машины, проезжающие через мост на Манхеттен. Не надо ни умений, ни образования. Так называемой черной работы и простой работы полно. Газеты пестрят объявлениями, например, всегда требуются продавцы хот-догов, это не бог весть что, но можно заработать и на жилье и на все остальное. Тяжело, никто не говорит, что легко. Но можно заработать и не жить в коробке.
На Западе есть возможность реализовывать себя по-разному. Никто не говорит, что там просто рай. Есть люди, которые впадают в депрессию и бросаются под поезда в метро. Не каждый находит свое место. Есть еще одна заманушка — кредитные карточки. Нет у вас денег — пожалуйста — мы вам кредитную карту дадим. Ты иди покупай сегодня, а платить потом, с процентами, естественно. Вот некоторые люди и не рассчитывают свои силы. Вокруг столько всего привлекательного. И мебель, и машины, и круизы, все, что угодно. Есть кредитка — нет проблем. Но потом приходит счет — ты можешь не платить, тебя никто не поругает. Просто процент возрастет, дальше — больше, но ведь расплата неминуема, и вот приходят кредиторы и требуют возврата долга. Это называется долговой ямой. Правда, здесь с утюгом к тебе домой никто не придет. Просто будут звонить, спрашивать, арестуют счета. А потом вызовут в суд. И опять тебя никто не посадит и не будет пытать, просто попросят доказать, что ты сможешь оплатить эту сумму в течение какого-то периода времени. Ежели нет — объявляют человека банкротом. Это уже хуже всего. Если ты объявил себя банкротом — с тебя списывают долги, но больше никогда и нигде ни один банк, ни один магазин, ни одно агентство по недвижимости не будет иметь с тобой дело, кроме как за наличный расчет.
Лилия Марченко
Instagram: @alexandr__zubarev