|
|
Главная> Человек и жизнь>Как говорить понятно и выразительно
Как говорить понятно и выразительно
Instagram: @alexandr__zubarev
Как говорить понятно и выразительно |
1. Говорите выразительно: - Главная мысль должна выделяться и запоминаться.
- Мысль может выделяться повторением, интонационным подчеркиванием, вопросами к самому себе, ее можно анонсировать в начале речи.
- Все, что не относится к главной мысли, должно быть либо связано с ней, либо отброшено.
- Возможно отвлечение от главной мысли для отдыха, снятия напряжения.
2. Говорите красиво: - Изобразительные средства языка делают речь наглядной, доходчивой.
- Доходчивость может достигаться сравнениями, примерами, употреблением слов с более конкретным значением, конкретизирующих эпитетов.
- Изобразительность речи существенно возрастает, если возвращаться к уже выбранным примерам или сравнениям на протяжении всей речи.
- Изобразительность речи усиливают тропы и фигуры.
3. Говорите уместно: - Ориентируйтесь на аудиторию и соблюдайте законы жанра.
- Не забывайте об обратной связи с аудиторией, следите за тем, как принимают вашу речь.
4. Следите за правильностью речи.
Двадцать советов выступающему с публичной речью. - Настройтесь на аудиторию.
- Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести «мосты» взаимопонимания.
- Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
- Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.
- Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
- Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости более длительная) пауза.
- С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.
- Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.
- Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто бы вы обращаетесь именно к ней.
- Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).
- Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.
- В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите к главной теме выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться одобрения ваших слов.
- В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, все же не теряйте самоконтроля.
- Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.
- Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.
- В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, с акцентированием каждого слова.
- Старайтесь нелицеприятные для аудитории места выступления подкреплять примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.
- Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.
- Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
- Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
Семь «грехов» публичных ораторов - Плохое знание предмета. Оратор не видит всего содержательного поля, на котором ему предстоит выступать. Он отправляется в путешествие без карты, зная лишь какие-то приметы ландшафта.
- Плохое знание аудитории. И здесь он не видит «поля», выступает без карты. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны, не задается вопросом, как его речь будет восприниматься, когда аудитория удивится, когда обрадуется и проч.
- Безразличие к аудитории и к предмету. Оратор не воспринимает предмет эмоционально. Он не загорается желанием сделать свой взгляд на предмет всеобщим взглядом. От этого его речь становится вялой, а если он и вспоминает о риторических приемах, например о фигурах, то их употребление выглядит неуместно.
- Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не задумывается над тем, что изменится после того, как он закончит свою речь, с чем уйдут слушатели, что запомнят.
- Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить смысловые вехи.
- Неряшливость языка.
- Плохая дикция.
Бумага в руках у выступающего. Чтение речи по бумажке производит плохое впечатление. Бумага в руках выступающего должна иметь вид документа. Но в этом случае на нее лучше указывать, чем читать по ней. Однако в отдельных случаях чтение цитаты может произвести сильное впечатление. Тогда это чтение должно быть еще и акцентированным. И самое последнее. Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят, тогда в следующий раз к вам придут с удовольствием. Использованы материалы: Бербель и Хайнц Швальбе: Основы речевой коммуникации; Зарецкая Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.; Перельман X., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика. М.. 1987.
Instagram: @alexandr__zubarev
|
| |