О закономерностях жизни и о том, как найти свое дело, если известно, в чем твое призвание. Часть 1.
Здравствуйте Геннадий.
Меня зовут Елена. Я занимаюсь по вашему курсу "Абсолютный игрок". Вопросы копились, копились, пока не накопились. Подскажите, очень хочу узнать ваше мнение.
Я давно пытаюсь найти свой бизнес, который бы приносил не только деньги, но и удовольствие. Но пока безуспешно. Все мои начинания оканчивались потерей интереса и соответственно, закрытием. Последние 3 года я в постоянных поисках
- я ищу в Интернете, я читаю газеты, смотрю передачи. Часто на основе увиденного возникают свои идеи, еще чаще просто копирую. В первые моменты и еще некоторое время уверенность, что все получится, чуть ли не эйфория. Начинаю какие-то движения, узнаю необходимую информацию и в определенный момент- все исчезает, остается сильнейшее нежелание продолжать. Как будто кто-то меня подменил.
Начинаю придумывать отговорки, искать причины по которым не получится это. Хотя сама прекрасно понимаю, что сама сейчас придумываю проблемы лишь бы не начинать ничего. Но не могу в этот момент себя остановить и пересилить для того, чтобы не думать о препятствиях. И в итоге сдаюсь в самом начале. Ничего не получится и все тут. И это при том, что деньги нужны очень. Квартиру снимаю, кушать надо, одеваться тоже надо, семью свою хочу создать. Как найти свой бизнес ведь тогда, больше чем уверенна, не будет таких проблем.
С уважением, Елена
Елена сделала типичную ошибку, которую раз за разом повторяют Участники курсов «Школы Управления Судьбой». Для того, чтобы придумать себе бизнес по душе, я предлагаю сначала разобраться со своим призванием, то есть, найти такое направление жизни, куда себя и свои таланты вкладывать приятно, а в дополнение это вкладывание отдачу даст в виде звонкой монеты. Прочитайте о том, как правильно выбрать тренинг здесь…
Вторая ошибка – незнание закономерностей развития систем технических и человеческих. Вот об этом и поговорим.
Сначала о призвании.
Что такое призвание. Вариант объяснения.
Мне постоянно приходится объяснять, что такое призвание (Миссия Человека. Для себя я уровнял эти два понятия). Написал я одну статью на эту тему (прочитайте здесь…), но, чувствую, не хватает этого объяснения. Так родилось еще одно. Ниже…
Представьте себя участником Великой Отечественной Войны. Вы в окопе. Скоро в наступление. Лупит наша артиллерия, но Вы знаете, что как бы артиллеристы не старались, все равно фашистов там, куда Вам надо бежать, будет немало, а поэтому огонь будет шквальный, и пулеметный и автоматный. И Вы точно знаете, что Вам надо бежать туда, в этот огонь, чтобы выбить фашистов с их позиций. (Если Вы женщина, Вы санитарка и Вам надо будет тащить на себе раненных, рискуя так же получить пулю или попасть под снаряд или мину. И вот, сигнал к атаке.
Вам страшно? Хочется зарыться в землю и никуда не высовываться, но бежать-то надо, и чтобы себя «завести» Вы начинаете вопить «За Родину! За Сталина!». Этот крик нарастает, и Вас словно выкидывает в какой-то другой мир. Вы чувствуете ответственность за свою страну. Вы хотите мочить фашистов, которые нагло маршируют по улицам наших городов. Вы даже не думаете о том, что Вас могут убить. Этих мыслей просто нет. В Вас проснулись чувства настолько мощные, что страх и все остальные «трепетания» душевные куда-то пропали. Только «ярость благородная» (В кавычках, потому что слова из песни).
Вы сами выбросили себя на уровень сознания, которые отличается от того, в котором Вы обычно живете. У Вас появилась цель этого самопожертвования и Вы готовы жертвовать собой.
На этом уровне сознания Вы ощущаете себя одним целым со всей страной. Это чувство Миссии. Здесь Вы использовали этот уровень сознания для того, чтобы избавиться от страха смерти. А представьте, что сейчас, в обычной жизни, Вы использовали бы это чувство, чтобы избавиться от страха неудачи или чего-то подобного? Были бы результаты? Обязательно были бы.
В наше время жертвовать собой не надо, да и напрягаться «по жизни» особо не приходится. Худо ли, бедно, на «поесть, попить…» денег всегда можно найти, а при некотором усердии хватит и на большее. А вот если себя полностью погрузить в эти хлопоты, то, в принципе, думать о чем-то еще времени просто нет. Но, так мы люди устроены, что нам этой «мышиной возни» через некоторое время начинает просто не хватать. Хочется чего-то…, а чего не понятно. Вот и мучаемся между: «да хорошо же все!» и «все хорошо, но, чего-то не хватает…». Люди, обычно, пускаются в поиск нехватающего.
Те, кто побогаче - начинают путешествовать, увлекаются экстримом, пускаются в «секс-туризм». Те, кто победнее, пытаются занять себя чтением, воспитанием детей и т.д. и т.п. Не помогает. Чувство зияющей пустоты внутри не исчезает. Путешествия приедаются. Ну, съездил, ну, посмотрел, ну и что? Экстрим приедается также, секс становится скучным, книги не развлекают, дети не хотят воспитываться и т.д. и т.п. «Мышиная возня», - делает вывод человек. – «А зачем я живу-то»?
В нашей стране этот вопрос стоит так остро потому, что нет у нас кредитных зависимостей как в развитых странах, когда люди лет в 25 покупают дом и работают на него всю свою жизнь. Им думать о миссии, о призвании некогда. Им надо деньги выплачивать. У них есть цель жизни. Это подмена, конечно. Купить дом – это одна из подцелей, но не глобальная цель, но, когда все вокруг относятся к дому и кредиту с ним связанному как к чему-то главному в жизни, человек поневоле начинает относиться к своей зависимости также.
И, все равно, даже в развитых экономически странах наблюдается у людей отсутствие желания жить. Среднего уровня жизни достигают они легко, а что потом?
В фашистских концлагерях Виктор Франкл (основательно одного из направлений психологии) заметил, что выживали те люди, которые имели цель, ради которой стоило выживать.
Например, один заключенный дал себе слово, остаться в живых и написать книгу, в которой он расскажет о всех зверствах фашистов. Он выжил и написал эту книги, и он рассказывает, что в минуты, когда душевные силы были в полном упадке от голода и холода, от окружающих зверств и животных отношений между людьми, он возвращал себя к жизни своим обещанием «написать книгу об этом». «Словно где-то во мне открывался источник силы, который напитывал мое высохшее от голода и обмороженное тело. Мне становилось лучше. Я оживал».
В этом примере мы видим, что человек возвращает себя к жизни, обращаясь к значимой для себя цели, и эта цель поддерживала его все долгих четыре года фашистских лагерей.
Когда мы начинаем задумываться о том, «а зачем это все? А я что здесь делаю? Только ем, сплю и размножаюсь? И т.д. и т.п.», значит, мы размышляем над тем, зачем, в общем и целом, мы живем. Мы ищем цель своей жизни и цель не просто «на жизнь заработать», а нам нужно что-то глобальное, связанное с множеством людей. Такое, чтобы это повышало нашу ценность и значимость в глазах других людей, давало нам признание и восхищение, позволяло чувствовать себя нужным и ценным для себя и для других людей.
Исторический пример.
В те дни, когда космические исследования ещё только начинались, американский президент Джон Кеннеди посетил базу НАСА, располагающуюся на мысе Канаверал. Он встретился со многими известными учёными и исследователями. Он встретился с людьми, чьим величайшим стремлением было покорить космос и однажды прогуляться по поверхности Луны. Он пообщался с администраторами и бухгалтерами и многими другими, кто прилагает свои силы к тому, чтобы проект был воплощён в жизнь. С мужчинами и женщинами, которые испытывали судьбу, настойчиво стремились к цели и были горды своей деятельностью.
Идя по коридору к своему лимузину, он наткнулся на склонившегося над горкой мусора седого негра, в одной руке которого был пакет для мусора, а в другой — совок. Это могло показаться излишним, но президент вежливо спросил его:
— А что вы делаете здесь?
Разогнув спину, уборщик внимательно посмотрел на президента и с чувством собственного достоинства, сквозившим в его голосе, ответил:
— То же, что и любой человек здесь. Я работаю, чтобы сделать возможным полёт человека на Луну. Вот чем я здесь занимаюсь.
Конечно, то, что делает уборщик – это не его призвание, хотя, он может любить наводить чистоту, но он не реализовал призвание полностью, иначе он был бы начальником службы чистоты на этот космодроме. Но, чувство сопричастности к чему-то великому у этого человека есть, определенно, и это чувство наполняет смыслом его, казалось бы, недостойное человека занятие. Представьте, если бы Вы нашли для себя такое занятие, которое бы и Ваши таланты полностью использовало и позволяло бы чувствовать сопричастность к чему-то большему - сколько дел Вы бы наворотили!!!
Это и есть призвание, такая жизненная цель, ради которой хочется жить и действовать, и одна мысль об этой цели вызывает такие мощные чувства, что все сомнения исчезают сразу же. Бизнес, свое дело, любимое дело, дело по душе – это все часть призвания. Эти дела позволяют призвание реализовать, то есть, достичь глобальной, большой цели. Вот именно этого ощущения не хватает Елене, чтобы выбрать бизнес так, чтобы не приходилось потом разочаровываться.
Если человека спросить, как ты знаешь, что это твое призвание, он скажет что-то вроде «Не знаю… Я это чувствую….». Это ощущение «правильности», «моего», «хочу это».
Призвание похоже на Любовь. Думаешь о любимом, и хочется быть с ним, сделать ему хорошо, да и себя хочется в порядок привести, чтобы ему рядом с тобой было славно. Помните это?
Ну и чтобы напугать Вас окончательно привожу цитату из замечательной книги Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина «Бороться и искать».
Французский врач Ален Бомбар в начале 50-х годов выдвинул гипотезу о том, что люди, потерпевшие кораблекрушение и оказавшиеся на воде в лодках или других спасательных средствах, умирают не от жажды или голода, а из-за страха перед неизбежностью такой смерти.
Его довод: 90 процентов людей, оказавшихся в подобных условиях, гибнет в течение первых трех дней, когда еще не может быть и речи о смерти от недоедания или отсутствия воды. В книге Бомбар приводит пример гибели "Титаника". Суда к месту катастрофы подошли довольно быстро, через три часа, но к этому времени в лодках среди спасшихся пассажиров было много трупов и людей, лишившихся рассудка.
Выдвинутая Бомбаром гипотеза была революционной. В то время считалось, что человек, поневоле оказавшийся один на один с океаном, может продержаться не более 10 дней. Столько же - по подсчетам специалистов - могли выдержать спасательные средства. И потому десятидневный срок объявлялся предельным для поиска жертв морских катастроф.
Бомбар взялся доказать, что в океане можно прожить гораздо дольше, питаясь лишь тем, что есть в морской воде. И даже на плоту можно нестись не по воле ветра, течений и волн, а плыть, самостоятельно выбирая направление.
Его гипотеза перечеркивала десятидневный "лимит" на поиски и, что самое главное, давала веру в спасение попавшим в катастрофу. "Необходимо было вернуть этим несчастным надежду, - писал Бомбар. - Одно это спасало бы ежегодно тысячи людей, и тысячи вдов не проливали бы по ним слезы. Ради этого стоило рискнуть одной жизнью." У людей, оказавшихся в объятиях океана, но знающих, что другой человек в подобной ситуации выжил, появилась бы воля к борьбе, а значит, и дополнительный шанс выжить.
Бомбар занялся научными исследованиями и выяснил, что морская вода, рыба и планктон содержат все необходимые для человека питательные вещества. Но одно дело выдвинуть гипотезу и даже предложить ее косвенное подтверждение, совсем другое дело - реальный эксперимент.
Модель катастрофы - вот, что было необходимо Бомбару для его натурных испытаний. И он пошел добровольно на рискованный шаг - выступил в роли потерпевшего кораблекрушение (его книга так и называется: "За бортом по своей воле").
Бомбар пересек вместе с товарищем Средиземное море. А затем в одиночку (!) - когда товарищ (профессиональный моряк) бросил его - Атлантический океан. Свой плот Бомбар назвал "Еретиком".
Действительно, идея экспедиции через океан на надувном плотике, не будучи профессиональным моряком, фактически без воды и пищи, безо всякой связи с берегом, была от начала до конца еретической.
Профессионалы-моряки считали плот неуправляемым, по их прогнозам он должен был перевернуться от первой же волны, а сам Бомбар (даже если бы плот и не перевернулся) - умереть от голода, холода, жары и жажды.
Потому что а) пить морскую воду нельзя (это всем известно!), б) рыбу в Атлантике не поймать (и это знает каждый!). Бомбар же твердил, что можно не только выжить, но и доплыть в намеченный порт (это ему-то - человеку, начавшему изучать основы навигации по учебнику, уже находясь на плоту в океане!).
Идя на предельный риск, Бомбар делал это во имя спасения жизней многих людей: по статистике 50-х годов в мирное время в морях и океанах ежегодно гибло 200 тысяч человек, в том числе 50 тысяч - практически только из-за страха перед смертью от жажды и голода. Непосредственной же причиной его научных исследований, а позже и экспедиции, послужила страшная картина гибели 43 человек, потерпевших кораблекрушение у берегов Франции (их привезли в госпиталь, где работал тогда Бомбар).
Бомбар пересек океан, точно придя в намеченный порт. Он выжил, утоляя жажду морской водой и собранной пресной (дождевой), ловя рыбу, производя физиологические исследования, постоянно ведя дневник самонаблюдений. Выжил вопреки логике и предсказаниям специалистов.
Путешествие Бомбара длилось 65 дней. Конечно, оно мало походило на экскурсию в кондиционированной каюте первого класса на комфортабельном океанском лайнере. За время пути Бомбар потерял 25 килограммов веса, у него развилось малокровие, тело его покрылось сыпью и язвами, выпали ногти на пальцах ног, серьезно расстроилось зрение.
Но он доказал, что человек может выжить в океане!
Когда Бомбар пристал к берегу, свидетели удостоверили, что неприкосновенный запас продуктов, находившийся на его плотике, остался невредимым. Какое поразительное мужество надо иметь, чтобы, находясь на грани смерти от истощения, не притронуться к спасительному источнику жизни!
В сущности, Бомбар шел на верную смерть ради спасения тысяч абсолютно незнакомых ему людей, могущих оказаться в подобных обстоятельствах. Но свой поступок он не считал чем-то сверхъестественным: "Ни в коем случае нельзя... рассматривать мое путешествие как подвиг, как нечто исключительное". Обычная работа, достойная человека...
Бомбар рисковал своей жизнью ради Великой Цели, которую он сам поставил перед собой и которую сам обязал себя достичь. Достижению цели были подчинены все помыслы, желания, планы и поступки.
Бомбар переменил место работы, чтобы провести научные исследования; когда он отбывал в экспедицию, на берегу оставалась жена, которая была на седьмом месяце беременности: сама жизнь Бомбара была перекроена им под решение одной задачи - достичь цель. Цель, потребовавшая всей веры в собственную правоту, фанатичной преданности и максимального напряжения духовных и физических сил.
Великая Достойная Цель - вот требование, в первую очередь предъявляемое к творческой личности. Без цели нет творчества вообще, без Великой Цели нет Большого Творчества. Значительная общественно полезная цель настолько неотъемлема от творчества второго и третьего типов, что ее можно назвать характерным качеством творческой личности. Нельзя быть творцом, не имея достойной цели и не стремясь к ней всеми силами.
Цель обязательно должна служить людям, развивая жизнь, созидая добро. Как бы давая духовное напутствие современникам и потомкам, Бомбар в заключении своей книги писал: "Молодежь, дети, все, кто думает, что можно прославиться или просто бесплатно прокатиться на плоту в Америку или еще куда-нибудь, заклинаю вас, подумайте получше или обратитесь ко мне за советом. Обманутые миражом, увлеченные заманчивой идеей, представляя себе такое плавание как увеселительную прогулку, вы поймете всю серьезность борьбы за жизнь лишь тогда, когда будет уже слишком поздно, для того чтобы успеть собрать все свое мужество. Ваше смятение будет тем большим, что вы подвергли свою жизнь опасности без всякой пользы. А, ведь, в мире существует столько прекрасных и благородных целей, ради которых можно рисковать жизнью!"
Достойная цель.
Дать абсолютно полное определение достойной цели - задача отдельной работы. Назовем лишь ее основные критерии:
1. Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
2. Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты достижения цели должны быть глобальными, а отрицательные - если они все же неизбежны - локальными.
3. Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.
4. В то же время, цель не должна быть излишне узкой: надо хорошо видеть надсистему, над-надсистему - следующие этапы работы. Конкретная цель обязательно должна иметь выход к глобальным проблемам, Великая Достойная Цель должна быть недостижимой, бесконечной.
Как сочетать два эти на первый взгляд противоположные требования: конкретность и недостижимость? Каждая поставленная цель должна быть конкретной и вполне достижимой, но число надсистемных переходов бесконечно, и поэтому конечной, последней цели быть не может. Таким образом, недостижимость - это требование скорее к системе достойных целей, нежели к единичной цели.
5. Выбранную цель можно назвать эквивалентом собственной жизни. Поэтому масштаб, значительность предполагаемых результатов характеризует "цену", в которую человек сам оценивает себя: ведь на достижение цели тратится время собственной жизни.
Отсюда и важность этого качества - масштаба цели - для человека: время нашей жизни ограниченно, значит, ограниченно и число целей, которые нам удастся достичь. Приходится выбирать, а для этого нужен надежный критерий, чтобы не растратить всю жизнь на достижение мелочей. Пусть необходимых, но все же мелочей.
6. Новая достойная цель, как правило, опережает свою эпоху настолько, что зачастую воспринимается окружающими как еретическая. Достойная цель или полученные результаты обязательно должны казаться еретическими. Это требование, на первый взгляд, кажется странным и необоснованным. Но степень "еретичности" (если можно так выразиться) определяет дистанцию от общепринятого уровня воззрений, культуры знаний до поставленной цели, до уровня полученных результатов. Если цель или полученные результаты не воспринимаются как ересь, это показатель того, что что-то "неладно": что выбрана мелкая или не новая цель, что достигнутые результаты - не революционны.
"Еретичность", однако, хотя и является свойством достойной цели, характеризует не саму цель, а типичное отношение окружающих к революционной идее. Пройдет время, и восприятие изменится. Но пока цель не стала массовой, а результаты общепринятыми, и цель и результаты считаются ересью.
7. Именно поэтому, при достижении достойной цели, как правило, отсутствует конкуренция. Это обеспечивает доброкачественную работу: без спешки, без халтуры. Вспомните: во всей Европе, во всем мире ни один человек не собирался опережать Алена Бомбара в голодной смерти посреди океана... (Есть и другие примеры, когда еретические цели в бизнесе достигались в условиях «без конкуренции». Например, компания «Майкрософт». Прим. Геннадий Павленко).
8. Достойная цель - это личная цель человека или небольшой команды, группы сподвижников. Большие коллективы появляются позже, когда разведаны основные направления поиска, когда само продвижение уже не связано с прежним смертельным риском.
9. Достойная цель должна быть независимой от сложного, дорогого, дефицитного оборудования, которое может быть только у больших коллективов разработчиков. Революционные цели начинают разрабатывать в одиночку, поэтому надеяться приходится лишь на себя. Независимость от сложного оборудования, от больших средств - это способ ведения разработок при любых обстоятельствах; способ снятия преград, мешающих продвижению к цели.
10. И последнее. Это требование не подкреплено объективными факторами, и я даже не смогу убедительно доказать какими-либо доводами его необходимость; здесь придется прибегнуть к формулировке "я уверен". Так вот, я уверен, что, выбирая достойную цель, надо стремиться к тому, чтобы цель была явно не по силам, чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека, за нее берущегося. Это не означает, что цель останется не достигнутой: человеку доступно все. Но достижение такой цели - это спор человека с самим собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть. И выиграет, совершив "почти невозможное". Тем дороже победа. Достижение таких "непосильных" целей - это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее - непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил...
Впервые эта работа в сильно отредактированном виде увидела свет в сборнике «HИТЬ В ЛАБИРИHТЕ». (Петpозаводск, "Каpелия", 1988), а затем вошла в состав первого полновесного сборника материалов по ТРТЛ - Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности (Минск: "Беларусь", 1994).
Instagram: @alexandr__zubarev