О потере интереса или развитие систем.
В своем письме, с которого мы начали наш разговор, Елена пишет, что через какое-то время у нее теряется интерес. С одной стороны это может указывать на то, что она выбрала направление, не учитывая свои глубинные ценности и желания, которые обычно не осознаются. Прочитайте об этом здесь… и еще раз прочитайте пример про Алена Бомбара.
А с другой стороны, так же, возможно, она не учитывает закономерности, по которым развиваются любые системы, хоть технические, хоть человеческие.
В развитии любых направлений (технических, не технических) существуют определенные этапы.
Первый этап. Изобретение.
Сначала появляется Открыватель (Изобретатель) и открывает нечто. Например, новый вид бизнеса. Сначала его не воспринимают всерьез (если он сильно революционен), говорят, что это ерунда и не пойдет точно (что интересно, так могут говорить даже самые раскрутые бизнесмены). Тут от Открывателя требуется настойчивость, чтобы продвинуть свое детище, свое изобретение.
Изобретатель возится, а остальные посмеиваются, но присматриваются, а вдруг пойдет? Начать делать что-то новое способны не многие люди, а вот повторить это новое, если оно «пойдет», готовы многие. Это не хорошо и не плохо. Это просто особенности нашей психологии. Кто-то Первооткрыватель, а кто-то хорошо повторяет и развивает.
ПРИМЕР. Знаете, как случилось сперва с открытием лазера? Эксперты посмеялись над этим "гиперболоидом инженера Гарина", но на всякий случай послали на заключение специалистам. Те не просто посмеялись - разбили идею в пух и прах. Но в дальнейшем явление газовой генерации, предложенное М.М.Будынским, В.А.Фабрикантом и Ф.А.Бутаевой, было признано открытием...
В социальных системах (с людьми) Изобретением может быть, например, новые принципы поведения в семейном конфликте. Все, чего не было до определенного момента и появилось, можно назвать изобретением. Не будем углубляться в вопрос классификации изобретений и точного определения изобретения. Нам важно, что появилось нечто новое, то, чего раньше не было и что происходит, когда это новое появляется.
ПРИМЕР. Н.И.Козлов в своей книге «Практическая психология на каждый день» предложил простые и понятные способы решения семейных конфликтов так, чтобы в результате были все довольны. Я прочитал эту книгу и решил попробовать эти способы в своей семейной жизни. Первые мои попытки закончились неудачей. Ни у меня не получалось действовать, как мне предлагалось, ни жена не хотела воспринимать мои попытки делать что-то, к чему она не привыкла. «Ты меня специально доводишь?!», были ее слова в ответ на мои попытки выправить ситуацию.
Внутренний мир человека также подвержен закону развития систем. Например, Вы устроились на новую работу или начали заниматься новым бизнесом. На первом этапе интерес у Вас может быть максимальным. Все новое. Здорово!
Второй этап. Развитие и бурный рост.
Этап внедрения нового закончен. Новый бизнес устоялся и начал расти. Новые принципы поведения в конфликте уже не такие новые, люди к ним привыкают, и у них даже получается с их помощью что-то делать полезное для себя. Новая работа или новый бизнес дает и прибыль, и удовольствие. Все отлично.
На этом этапе обычно новое, становящееся уже, впрочем, привычным, но еще не до конца, дает устойчивую и хорошую прибыль при минимальных вложениях. Происходит так потому, что внедрение технического изобретения, что на первоначальном этапе требует больших вложений, начинает давать отдачу. Новый бизнес, который на этапе изобретения требует вложений в рекламу, начинает давать отдачу, и первоначальные вложения в рекламу еще работают, поэтому на этапе развития вложений практически нет. Получаем прибыль. Использование новых принципов поведения в конфликте уже не требует больших сил для использования. Уже появляется привычка к этим принципам, и использовать их достаточно легко. Новая работа приятна, так как она еще является новой, поэтому разница между вложениями личных сил и времени и получаемой прибылью и удовольствием велика в сторону «я получаю больше, чем вкладываю…».
Третий этап. Стагнации (угасания).
Через какое-то время праздник жизни заканчивается. Наступает этап стагнации, угасания.
Отношение потребителей к бывшему новому бизнесу уже спокойное и даже очень спокойное. На этом этапе появляются товары - заменители и товары - новые конкуренты. Для того, чтобы Клиенты продолжали пользоваться нашим делом, нужны большие вложения в рекламу. Приходится опять заявлять о себе и рассказывать, какие мы замечательные, но, наша целевая группа нас уже знает, а если мы нового ничего не говорим, то и интереса к нам нет никакого.
Наши принципы поведения в конфликтах уже настолько привычны, что мы даже не замечаем, как ими пользуемся. Мы начинаем замечать новые задачи в своей семье и нам требуется что-то новенькое для решения этих проблем.
Бывшая новая работа или мой новый бизнес также, уже не новы. Мы уже начинаем замечать то, что в нем есть плохого, вместо того, чтобы как раньше, видеть только то, что есть хорошего. Интерес угасает. Все надоедает.
В этом месте люди имеют выбор:
1. Сделать новое открытие (это прерогатива Творцов, а их немного).
2. Выбрать другое направление из молодых и перспективных (это для последователей).
Других вариантов нет. То, что дело, система, семья, наш интерес к чему-то пойдет к нулю, а затем и к минусу, это закон, и так будет обязательно. Чтобы не загонять себя в лужу, нужно заранее озадачиться открытием новой системы, которая, будучи созданной на основе старой или открытой вновь, возьмет на себя нашу энергию и опять даст движение вперед.
Осознайте этапы «Открытие» и «Развитие» - это движение вперед, вверх, к славе, к успеху. Этапы «Стагнация» и «Смерть» - это движение к вниз, к поражению, к смерти.
Другими словами, Вы, как человек, живущий в системах, постоянно движетесь или вверх или вниз. Если Вы понимаете, куда Вы движетесь, Вы можете управлять своим движением и направлять его.
Ну, и последний этап развития дела – умирание, закрывание. Финиш, одним словом.
Эти четыре стадии - закон, и их не обойдешь.
Тут есть один нюанс – разные «темы» (объекты, изобретения, открытия, товары, услуги) имеют разные сроки жизни.
Например, новая марка на рынке моющих средств держится пол года. Через пол года объемы продаж падают, а вложения в рекламу нарастают. Компания модернизирует товар и выпускает его как «новинку», и начинается новый цикл роста.
Любая фирма, семья, город, страна, ЗемляJ имеет эти циклы жизни и если об этом помнить, то можно ловить момент, когда система, в которой ты живешь, начинает «загибаться». Поймал момент, начал создавать новую систему (товар, услугу, творческий продукт).
С семьей дело обстоит следующим образом. Если семья вступает в этап стагнации (а так же это относится к фирмам и другим образованием из людей), у мужа и жены (партнеров в бизнесе) есть два выбора:
1. Закрыть ухудшающиеся отношения.
2. Вывести их на новый, более качественный уровень. Улучшить свою жизнь, другими словами.
В психологии, описанные выше этапы развития, обычно называют «кризисами». Есть множество вариантов временных «раскладов» (кризис каждые 4 года, каждые 7 лет, каждые 12 лет) и все варианты имеют умное и логичное обоснование, подтвержденное строгими научными экспериментами. И есть рекомендации, как проходить кризисы, как улучшать отношения, себя, семью и т.д.
Обратите внимание на слово «улучшать себя». Человек так же подвержен закону «развития систем» (термин взят мной из ТРИЗа www.triz-ri.ru ). С завидной периодичностью мы вступаем в возраст (полосу, зону и т.д.) личностных кризисов.
Интересная фраза – личностный кризис. Из объяснения выше понятно, что любой кризис – это возможность для скачка вверх, для роста, но акцент на кризисах до того привычен, что о возможности для роста вспоминают походя, не акцентируя на этом внимания.
Попробуйте «на вкус» такую фразу «Я люблю улучшения своей жизни. Я жду их с нетерпением. Я люблю рост!». Согласитесь, фраза вкуснее, чем «Я люблю кризисы. Я через них развиваюсь…». Пусть будет не «развитие через кризисы», а «развитие через развитие». Зачем загонять себя в «жопу», если можно вовремя все сделать и не провоцировать проблем. Да?
Так вот, о сроках развития систем в жизни человека. Покажу на своем опыте. Это не закон, а лишь просто идея. Я буду говорить о четырехгодичном цикле, а обычно говорят о семигодичном. Тут уж Вам надо взять и проанализировать свою жизнь, чтобы выявить периодичность самому.
Итак, в моей жизни новые этапы роста приходят каждые четыре года. За год до четвертой годовщины занятия каким-то делом, а также жизни в семье, в городе, в районе и т.д. я начинаю чувствовать, что наступает этап очередных изменений. Мне начинает надоедать то, что я делаю, то место, где я живу, и те отношения, в которых я живу. Затем появляется желание чего-то нового, каких-то положительных изменений и эти изменения инициирую я, а не нечто….
Чтобы начать процесс изменений, я задаю себе несколько вопросов:
· Буду ли я улучшать, видоизменять то, чем сейчас занимаюсь?
Если я считаю, что эту «тему для себя выработал», то есть, научил всему, чему можно научить исходя из минимально-функционального уровня обучения, я меняю сферу приложения своих сил.
Минимально-функциональный уровень обучения - это когда ты учишь себя ровно настолько, сколько нужно знать и уметь, чтобы быть Мастером в этом деле. Углубляться в изучаемую сферу и становится в ней профессором я считаю для себя ненужным. Мне это скучно. Мне хочется чего-то нового, и это новое удобно создавать на заложенной ранее базе.
Если я хочу поменять сферу приложения талантов, я спрашиваю себя:
· «Хочу ли я найти нечто совершенно новое или я хочу «сместиться» в смежную область?».
Например, режиссура – это смежная область для драматургии. ТРИЗ смежная область для НЛП. Синтон – смежная область для шоу-бизнеса и т.д. и т.п. (в моем понимании, конечно).
Если мне хочется чего-то новенького, я задаю себе вопрос:
· «Что мне нужно знать/уметь для достижения моих глобальных жизненных целей?».
Чуть ниже я об этом поговорю.
Если я такую область нашел, я спрашиваю себя:
· «Буду ли я изобретать в сфере приложения своих талантов нечто новое или я найду свежеразработанную нишу и обоснуюсь в ней в числе первых?».
На этот процесс обычно требуется около полугода. Затем, когда новые цели поставлены, я начинаю развитие нового направления с одновременным обучением себя в этом и постепенным закрытием старого.
При этом, естественно, я выбираю те направления приложения моих талантов, которые мне душевно приятны. Например, год назад, когда я начал проект «Школа Управления Судьбой» я выбирал, буду ли я развивать мое изобретение в театре, проект «Живой Театр» или я освою Интернет и создам на основе работающей бизнес-схемы проект, который основан на моем личном творчестве (в данном случае – это писательство). Я выбрал Интернет-проект, а театр оставил на будущее.
В данном случае, что Интернет-проект, что театральный проект – это пути для достижения моей цели. Глобальной цели. Какой? Я уже писал где-то…. Хочу, чтобы на Земле в будущем не было границ, и люди жили не в государствах, а на планете. Для достижения этой цели я выбрал работу с людьми, цель которой – помочь осознать свои «заморочки» и освободиться от них. Вполне конкретная жизненная задача. И это общее направление.
Как найти свое дело, если знаешь, в чем твоя Миссия?
Для Участников основного курса «Вспомнить все».
Если Вы этот курс не проходите, можете пропустить эту часть текста.
Милый друг, если ты уже закончил 7 блок основного курса, скорее всего ты сейчас находишься примерно в следующем состоянии – необозримый горизонт раскрывается перед тобой. Ты знаешь общее направление своей жизни, но что конкретно делать понять трудно, пока.
Я специально не вставлял в курс «Вспомнить все» упражнения на эту тему. Для того, чтобы оно пошло, лучше немного подождать, когда эмоции улягутся и ты сможешь трезво размышлять.
Ты проделал упражнение «Семь ступеней к себе» и, возможно, у тебя есть формулировка, которая родилась в ответ на вопрос «Кто тот, который…».
У меня, например, формулировка была: «Я искра, которая зажигает пламя». Чуть позже она трансформировалась в: «Я – Мессия». Это метафора. Она моя и для тебя ничего не значит. Ты это понимаешь. Если у тебя такая формулировка есть – хорошо, если нет, ты проделаешь упражнение «Семь ступеней к себе» через пару месяцев, и она появится.
И тогда спроси себя: «Что делает… (подставь свою формулировку)?». В моем случае: «Что делает Мессия?». Ответ: «Проповедует».
Можешь для проверки спросить себя: «Зачем он это делает?». В моем случае это было: «Чтобы люди стали свободными».
Ты можешь уточнять и задавать любые вопросы, чтобы лучше понять смысл полученного сообщения. Я, например, спросил себя «Свободными в чем?». В моем случае ответ был «В перемещении по Земле…».
Затем вернись к фразе «Проповедует…» (к своей фразе, естественно) и спроси внутри себя «Как он это делает или будет делать или может делать?».
Здесь ответы, как правило, начинаются очень практичные. Появляются бизнес-идеи. И самое главное, ты воспринимаешь их без всякой критики, просто берешь и все. Ты это уже умеешь….
В моем случае были следующие ответы:
«Проповедовать», то есть общаться с людьми, можно через:
· Экран телевизора (авторские программы на ЦТ, сериалы, продвигающие мои идеи и т.д. и т.п.).
· Через кино-экран. Это авторское, малое, и коммерческое, большое, кино. Можно также выбирать между Европой и Америкой.
· С концертной и театральной сцены. Спектакли самых разных форм, начиная от музыкальных шоу и заканчивая классической драматургией.
· Со страниц книг.
· С экрана компьютера.
· В видео-играх, через компакт диски и МП3 записи.
То есть, есть множество форм контакта с «моим человеком», а я выбираю, чем я сейчас хочу заняться – Интернетом, театром или может быть кино?
Для тех, кто в курсе не участвует. Курс построен следующим образом – сначала выводим себя на тот уровень сознания, где мы можем воспринять новые идеи о себе, а потом воспринимаем. К концу курса Участники в большинстве своем находятся на уровне «Пробуждение». Некоторые «каким-то чудесным образом» получают «просветление» (письмо не сохранил, чтобы этот результат продемонстрировать).
На этом все,
С Любовью,
Ваш Геннадий Павленко
Instagram: @alexandr__zubarev