Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Личные взаимоотношения>Искусство делать замечания

Искусство делать замечания

Искусство делать замечания
Здоровье, личное и семейное благополучие-все это взаимосвязано. А влияют на них не только внешние обстоятельства, но и мы сами: как ведем себя, как разговариваем.

Недавно находясь по делам в одном из ведомств, я оказался невольным слушателем вот такого тяжелого диалога. «Вы всегда много говорите по телефону»-, обращалась к сотруднице назидательным тоном ее начальница. На что та отвечала: «Вы мне все время делаете замечания». «Ах, так, -пазировала руководитель отдела, - я с вами вообще не буду разговаривать». Гнетущее напряжение передалось остальным находящимся в комнате сотрудникам. Многих овладело сложное чувство неудобства, смущения и даже стыда. А что могла испытывать подчиненная? Об этом можно было только догадываться. Краем глаза я увидел вдруг покрасневшие ее глаза и дрожащие от обиды губы. Наверняка трудовой день был испорчен – пострадали здоровье и качество работы.

А плохое настроение неизбежно передастся вечером и на домашнюю обстановку, на близких людей. Можно ли избежать на работе, в быту замечаний? Конечно, нет. Но свое мнение надо высказать так, чтобы добиться положительного результата, не испортив отношений и тем более, не унизив человеческое достоинство. Внимание должно быть обращено на решение проблемы, а не на личность того, кто, возможно совершил ошибку. В соответствии со словами русского языка С.Н. Ожегова, замечание может быть по содержанию и форме кратким суждением-просьбой о чем-либо или выговором, нарицанием.

В первом случае оно может носить воспитательный характер, во втором – наоборот, неприятие, отторжение. Такое обращение похоже на нападение на личность. Противная сторона тут же будет защищаться и конфронтация пойдет по нарастающей. Как же следовало поступить начальнице? Вызвать в кабинет или найти время для разговора наедине. Начать обязательно с обращения по имени, отчеству – располагает к спокойной деловой обстановке: «Мария Ивановна, меня беспокоит качество работы отдела.

Сотрудников много, а телефонов мало. Я понимаю каждого из вас, в такой обстановке трудно работать – вам надо связываться со многими организациями. Я тоже так начинала, но меня выручал план разговора, я его составляла заранее на бумаге. Пожалуйста, будьте повнимательней и постарайтесь лаконично выражать свои мысли по телефону. «Хорошо!» Согласитесь, уважаемый читатель, что такое деловое общение более эффективно, при этом соблюдено основное правило: отделять проблему от личности, при этом быть к ее решению жестким, а к человеку – мягким.

Мы рассмотрели разговор на работе, а как же дома, в быту? Что, тоже надо сдерживать свои эмоции? Да, особенно родителю по отношению к ребенку. Сделать это не просто, так как сын или дочь всецело завися от папы и мамы. Мне, как педагогу-психологу, приходится консультировать родителей по такому поводу: ребенок не помогает по дому, плохо учится, грубит. В чем причины? Их несколько, но одна из основных, на мой взгляд, следующая: не привита раннего детства любовь к посильному труду, сотрудничеству. А с трудолюбием связаны, ответственность, чуткость, послушание. Воспитать такие качества можно определенным поведением родителя, разговором. «Ах, я лучше сделаю сама, мне не трудно»,- рассуждает иная мама.

Этим она подчеркивает свое особое расположение к ребенку - освобождает его от забот, но с возрастом эта «любовь» оборачивается другой стороной. Да. Нужны терпение, настойчивость, что бы построить разговор с пятилетним сыном таким образом: «Коленька, я устала – много пришлось стирать, пожалуйста, помоги отсортировать картошку: крупную в одну сторону, мелкую – в другую, а потом крупную вымой.

Ты умеешь хорошо делать, вон как аккуратно убрал игрушки. Я понимаю, тебе хочется погулять, но потерпи, надо приготовить обед». Обратите внимание, читатель, разговор идет на равных, а не «сверху – вниз». В будущем такое общение приведет к доверительным отношениям, открытости. В противном случае – к настороженности, замкнутости, и в результате, к непослушанию. Конечно, так же надо разговаривать родителям и детям между собой.

По моему, такую воспитательную роль весьма удачно подметил И.В.Гете: «Общаясь с ближними так, как они заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь с ними так, как - будто они лучше того, что представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше». В чем же такая магическая сила такого общения? В том что удовлетворяются наши основные душевные потребности: в понимании, одобрении поступков, сочувствии, ласковом обращении. Читатель наверняка обратил внимание на ключевые слова и примерную последовательность разговора.

Сначала идет обращение по имени, отчеству – нет ничего слаще и приятнее когда так нас называют. Затем говорит о своем чувстве беспокойства или трудностях, преодолеть которые он призывает. При этом выражает сочувствие, понимание того, что выполнить задачу не просто. В ряде случаев предлагает свою помощь или объясняет, каким образом сам ее выполнял. И, в заключении говорит о просьбе, чем она вызвана. Обращение идет от первого лица, психологи называют его Я –высказыванием.

Следует иметь в виду, что «тыкание», «выкание», слова «никогда, всегда», фразы «ты опять не сделал, сколько раз тебе говорить», отрицания «нет, не» создают напряжение, тяжелую, как часто говорят, нервозную обстановку. Родитель выпускает пар, а у ребенка опускаются руки. В лучшем случае он ничего делать не будет, а худшем – грубить и противодействовать. Сегодня в трудное время перемен надо быть особенно бережным при общении с домашними.

Дом – наш тыл, крепость, где набираемся сил и здоровья. А про работу и говорить не приходится, везде конкурс с объявлениями: «Требуются энергичные, коммуникабельные, без вредных привычек».

В заключение, что бы подчеркнуть какое значение для успеха в жизни имеет правильное общение, приведу фразу известного мыслителя, философа С. Смайлса : «Грубое, резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и сердца как старых, так и молодых людей».



Искусство делать замечания
добавлено : 01.08.2004
обращений к странице: 9976
автор: www.incyber.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 19.09.2011 11:29:56

Whoa, thgins just got a whole lot easier. читать

Moon



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика