Интересно, случалось ли вам, перечитывая записанную вами некогда лекцию, которая показалось просто образцом ясности, стройности и логичности, осознавать, что вопросов больше, чем хотелось бы, и сожалеть, что их некому уже задать?
Привычный критерий деления чувств на хорошие и плохие прост: нравятся ли нам эти чувства. Более подходящий, «правильный» критерий – деление на чувства, которые помогают, и которые мешают функционированию человека. «Хорошие» чувства будут способствовать жизнедеятельности и творческой адаптации человека, а «плохие» будут разрушать эту самую способность приспосабливаться к среде.
Выделяют пять ясных, хороших чувств:
1. Любовь
2. Страх
3. Гнев
4. Зависть
5. Грусть
Отличительные черты этих пяти чувств заключаются в том, что они все – легко выражаются, они интенсивны по своей природе, обеспечивают важные жизненные функции и легко и быстро проходят в случае переживания их и выражения.
Однако, если возникает запрет на переживание или выражение любого из указанных чувств (некое социальное ограничение) – то чувство «портится», теряя свою приспособительную функцию. Становится плохим. И если, изначальные «хорошие» чувства интенсивны, но быстро проходят, то «плохие» гораздо менее интенсивны по своей природе, но весьма длительны – могут «тянуться» всю жизнь.
Кроме того, «чистое чувство» адресовано внешнему миру и является реакцией на ситуацию. «Плохое» – направлено на внутреннюю реальность, на мои фантазии о реальности. Теперь о каждом чувстве и каждой трансформации подробнее
1. Любовь. Она превращает существование в жизнь. Это и есть ее основная функция.
Любовь называют главным, основным чувством. Это и есть жизнь.
Запрет любить может касаться чего угодно, что вообще можно любить: другого человека, работы, ребенка, родителей, себя и т.д.
Вопрос. Как и почему возникает запрет любить, скажем, работу? Должен ли кто-то наложить запрет или человек сам себе запрещает это чувство – «любовь»? По моим наблюдениям скорее выходит что человек сам это делает, либо когда бессилен реализовать свою любовь к объекту любви, либо наблюдая за «любовями» и «нелюбовями» других взрослых – берет их модель жизни за образец.
От запрета возникает алчность (т.е. - жажда обладания). «Другой человек должен любить только меня, и видеть только меня». Т.е. если мой любимый хочет любить другую женщину, а я ему мешаю, то это не любовь, а алчность.
«Ребенок должен быть, как я, и я знаю, как ему будет лучше».
«Работы любимой вообще не бывает, потому что – как вообще можно любить заниматься ЭТИМ?».
Вопрос. Как выглядит алчность в отношении работы? Будет ли трудоголизм вариантом алчности? Можно ли сказать, что тунеядство (в смысле, нежелание работать) никак не связано с запретом любить работу, а прямая «нелюбовь» к работе и адекватное выражение этой «не любви»?
Как отличить алчность от любви (например, к ребенку или другому близкому человеку)? Подумайте: можете ли вы позволить объекту вашей любви быть другим? Скажем, можете ли разрешить ребенку пойти учиться не в престижную гимназию, а в художественную школу? Быть не уверенным лидером, а скромным исполнителем? Быть мечтательным фантазером, а не структурированным математиком? Зарабатывать себе на жизнь не умом, а физической силой, например? Или наоборот… Можете ли позволить ему любить кого-то, кого не любите вы, или вообще не любить вас?
Можете ли позволить любимому человеку любить кого-то кроме вас? Или вместо вас? Если можете – это про любовь. Любимому всерьез желаем счастья.
Если – «нет» - это про алчность, про желание обладать, удерживать, присваивать. Трудное чувство для обоих.
2. Страх. Многие согласятся с тем, что это приятное чувство. Особенно те, кто любит смотреть ужастики и криминальные хроники, чье внимание притягивают глобальные катастрофы и мелкие происшествия, те, кто прыгает с парашютом или катается на «Супер 8»…
Страх обеспечивает не только выживание, но и любовь, т.е. - более тонкие отношения между людьми. Страх замедляет приближение. Если я не испытываю страха перед встречей с новым для меня человеком, я проскакиваю начало отношений. Вместо того, чтобы ходить по театрам и ресторанам какое-то время (тут-то как раз и формируется узнавание, привыкание, привязанность и любовь), - сразу в койку. И никакой любви.
Получается, что бесстрашный поцелуй – это такая гадость без волнения.
Но нам с детства запрещают бояться. Родители ведь знают, что тетя-врач в белом халате не опасна для их жизни. Чего же ее ребенку-то бояться? Но когда ребенка дают этой тете - он испытывает неподдельный ужас, не снижаемый, понятное дело, ни наказаниями, ни уговорами.
Запрет на страх и сдерживание его приводит к тревоге.
Если страх – на существующую ситуацию – мгновенен и сгорает сразу (при его проживании), то тревога – это хроническое предвкушение страшной ситуации, когда вовне еще ничего угрожающего нет.
3. Гнев. Он возникает, как естественная реакция на нарушение границ.
Функция гнева - восстановление этих самых границ. Проходит гнев моментально, как только границы оказываются на месте, не оставляя за собой никаких мстительных порывов. Если гнева нет, то на человеке можно «ездить», особенно, если состояние последнего контролируется еще и виной.
При запрете на гнев (вы, конечно, знаете, как рано его запрещают детям «Нельзя злиться на мамочку – мамочка уйдет и не вернется») – рано или поздно возникает злоба и желание уничтожать обидчиков-наездников.
Мое рассуждение на тему. Под гневом, видимо, подразумевается вспышка недовольства. Это когда нам наступают на ногу, а мы более или менее резко отталкиваем человека. А под злобой – терпеливое ожидание подходящего момента или что «сами ногу уберут», а раздражение все накапливается, накапливается, пока не трансформируется в желание убить наступившего на ногу…
4. Зависть. Основная функция - обеспечить развитие. Если человек завидует, то он стремится к предмету зависти, он хочет получить это, и готов для этого трудиться.
Зависть многими считается чувством плохим, постыдным. Зависть – это чувство, в котором нельзя признаваться. Тогда возникает ревность. Хроническая.
Вопрос. Интересно, относится ли это к патологической ревности? И как отличить зависть от ревности? Мне кажется, я сталкивалась с длительной завистью – или это была ревность?
5. Грусть. Обеспечивает смирение. Мир устроен так, что приходится много терять, со многим прощаться. Грусть позволяет пережить потерю.
Смириться - значит «быть с миром». Слезы помогают осуществить акт смирения.
Грусть обеспечивает рост: чтобы вырасти приходится отпустить себя прежнего, родителей, старые отношения. Проживая и отпуская потери, мы можем идти дальше.
Но грусть тоже запрещают – и тоже с детства. «Что ты смотришь грустно в окно, пойди погуляй, не мешай мне тут!». Тогда возникает тоска, хандра и депрессия.
Алкоголиков, кстати, часто нужно лечить от запрета на грусть, а не от алкоголизма.
Я бы добавила еще от себя, что тоска безадресна, а грусть проживается, когда адресуется кому-то.
Радость и удовольствие определяют направление чувства и возникают в результате проживания указанных выше пяти чистых чувств.
Что значит «направление»? Это получение или выделение чувства. Получая любовь (страх, гнев, зависть или грусть) мы, люди, испытываем удовольствие, отдавая их же – радость.
А вместе все эти чувства, их выражение, проживание и принятие - составляют счастье.
То чувство, которое обычно называют любовью, часто состоит из собственно любви, а также - алчности, ревности, тревоги (т.е. под запретом у нас в любви оказывается сама любовь, зависть и страх).
Виктория Пекарская
Instagram: @alexandr__zubarev