С ними трудно, без них невозможно.Аристотель
Ох, уж эти женщины!
В. Шекспир
Природу женщины "умом не понять и аршином общим не измерить". Средневековому индийскому поэту Тирукуралу принадлежат следующие слова:
"Люблю больше всех!" - Я однажды воскликнул.
Мрачна:
"Кого это - всех? " - вопрошала она.
Эти и подобные неожиданные повороты темы показывают, что в женщине есть нечто такое, чего мужчины не понимают. Не зря предупреждал Козьма Прутков: "Не шути с женщиной: эти шутки глупы и неприличны".
За тысячелетия женщины выработали адаптационный механизм, который мы и называем женской логикой. Она дает им большое преимущество, в чем мы еще неоднократно убедимся.
Муж, желая сделать приятное жене, старается всякий раз позвонить и сообщить точное время прихода, чтобы ее не мучила неопределенность. Когда они однажды коснулись этого, жена изумила его своим суждением: "Звонишь, чтоб к твоему приходу ужин был на столе!"
Бедный супруг и в мыслях этого не имел! Вот как легко женщина переделала хорошее в плохое...
Каждый мужчина, без сомнения, может припомнить множество случаев, изощренных женских умозаключений, ставящих его в тупик.
Основное содержание главы весьма серьезное. Но перед тем, как погрузиться в сложнейший мир Женщины, начнем с шутки. Тем более, как мы увидим в дальнейшем, женщины ценят хорошую шутку.
Специалисты утверждают, что есть три вида логики: формальная, диалектическая и женская.
"Законы" женской логики
Кавычки подчеркивают, что следует с долей юмора отнестись к нижеследующим шуточным законам. Первый закон - закон шаровой молнии:
"Разряд эмоций попадает не в того, кому он предназначен, а в того, кто подвернется под руку".
То, что это так, могут подтвердить сотрудники по работе, но особенно мужья. Их мы не утешим: сами виноваты - нечего под руку попадаться!
Второй закон - закон микроскопов:
"События и факты рассматриваются как бы через микроскоп".
При этом малозначительное приобретает вселенские размеры, а из крупного рассматривается лишь крошечная часть".
Третий закон - чем хуже, тем лучше:
"Из всех вариантов женщина выбирает тот, при котором ей придется больше всего страдать".
Смысл этого закона объясняется следующей аксиомой женской логики: "Чем больше страдание, тем больше горького наслаждения от него". Например, женщина всегда выбирает любовь. А сколько она приносит страданий! Тонкую связь между женской любовью к страданиям подметил гениальный Пушкин:
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
Женщина говорит:
- Какой ужас! Каждый год у меня появляется ребенок!
- А вы не пробовали года два не спать с мужем?
- Пробовала. Не помогает.
А вот еще:
- Ты идиот! - кричит жена. - Ты везде идиот: и дома ты идиот, и на работе ты идиот. Ты полный идиот! Ели бы был всемирный конкурс идиотов, ты бы занял второе место!
- Почему же второе? - спрашивает муж.
- Потому что ты идиот!
Шутки шутками, но есть немало женщин, чей ум был признан в нашем "мужском" мире. Например, женщины - нобелевские лауреаты: Мария Кюри, Сельма Лагерфельд, Габриэла Мистраль. Известные женщины, ум которых признавали мужчины-современники, - Сафо, мадам де Сталь, Жорж Санд, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер.
Жизненные установки
Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца:
- Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины?
- Когда женишься - узнаешь...
Вечные конкурентки
Соперничество за мужчину накладывает на женщину неизгладимый отпечаток. Желание быть единственной и неповторимой находит самые разнообразные проявления.
Продавец шляп: "За 40 лет работы я никогда не встречал, чтобы подруга покупательницы присоветовала той ту шляпу, которая ей больше всего идет".
"Чего женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу!" (М.Ю. Лермонтов).
Именно соперничество - причина того, что женщины стараются выглядеть моложе и потому многие скрывают свой возраст. Вот несколько анекдотических историй на эту тему.
Врач говорит даме лет сорока пяти после осмотра:
- У вас гастрит, шумы в сердце, давление высоковато. Сколько вам лет?
- Двадцать семь!
- О, у вас еще и основательная потеря памяти!
Уязвить соперницу намеком на возраст - сильный удар.
Две голливудских звезды ссорятся:
- Не строй из себя леди. Ты даже не знаешь, кто твои мать и бабушка!
- Действительно, о моей бабушке говорят разное. Например, что это - ты!
Желание быть не просто первой, а единственной проявляется подчас неожиданным образом.
После премьеры, уходя со сцены с букетом гвоздик, актер обращается к держащей в руках корзину роз партнерше:
- Почему столько слез, Танечка? Послушайте, как аплодируют! У вас колоссальный успех!
- Да, да... Но ведь и у вас тоже!
Женская конкуренция приводит к еще одному следствию: "В одном вопросе мужчины и женщины безусловно согласны между собой: и те и другие не доверяют женщинам" (Г. Менкен).
Защита от защитника
Природа доверила женщине самое главное - продолжение рода и потому наделила ее особой чувствительностью относительно опасности и потребностью в защите.
От окружающих опасностей женщина находит себе защитника - мужчину. Но поскольку защитник не идеален и от него самого может исходить угроза, женщина вооружена способом защиты и от мужчины-защитника.
Защита эта построена на искусном использовании слабостей мужчины. Если мужская логика настроена прежде всего на то, чтобы адекватно оценивать окружающий мир, то женская логика нужна прежде всего для того, чтобы управлять мужчиной.
Цели и средства
Мужчина соединяется с женщиной из потребности (какие бы возвышенные или приземленные формы она ни принимала). Женщина исходит из цели. Вспомним изречение Козьмы Пруткова: "Все девицы подобны шашкам: всем мечтается пройти в дамки, только не всем удается..." Поэтому, как заметил Ф. Ницше, счастье мужчины называется "Я хочу", а счастье женщины - "Он хочет". И продолжая говорить так, как говорил Заратустра, мужчина для женщины - средство: целью бывает ребенок (так запрограммировано Природой).
Антураж этой игры, безусловно, исторически переменчив. Но женщина в ней всегда была стороной "отказывающей", а мужчина - домогающейся. Природа распорядилась таким образом, чтобы женщину искали, а она выбирала, оценивала, соглашалась или отказывала.
Кокетство
Женщина кокетлива, и это не порок, а проявление натуры. Франсуа де Ларошфуко, известный своими "Максимами и моральными размышлениями", вышедшими в XVII веке, резонно замечал, что женщине легче преодолеть свою страсть, нежели свое кокетство. Кант даже находит тому объяснение и оправдание, квалифицируя подобное поведение не как кокетство, а как естественное проявление женской натуры: в случае раннего распада брака женщина должна иметь возможность реализовать заложенные в ней природой способности к продолжению рода. Это биологический закон. Поэтому кокетство или поиск всеобщей благосклонности представляют собой некоторый тренинг, позволяющий поддерживать хорошую форму. А быть в хорошей форме - удел женщины, если она хочет быть любимой.
Загадочность
Женщины ценят свою загадочность. Говорят же: мужчина интересен своим будущим, а женщина - прошлым.
А. Конан-Дойл, прекрасный психолог, сознавая эту загадочность, устами незабвенного Шерлока Холмса говорил: "За самым обычным поведением женщина может скрывать очень многое, а поводом к ее замешательству при опросе может быть не желание что-то утаить, а, например, отсутствие шпильки в прическе или щипцов для завивки волос".
Впрочем, загадочность - это один из многочисленных женских способов привлечь к себе внимание, а затем и удержать его подольше. Право быть загадочными женщины скромно оставляют за собой, лишая этого права мужчин.
Загадка мужчины мучит женщину, она считает, что вправе знать о нем все. И старается выяснить.
Думается, что на подсознательном уровне реализуется то обстоятельство, что информация - это власть.
Загадочность женщины, таким образом, это защита себя, а пресловутое женское любопытство снабжает ее информацией, помогающей управлять прежде всего мужчиной.
Свои тайны женщины умеют хранить, чужие - нет. "Когда иные женщины просят своих приятельниц не разглашать доверенную им тайну, они делают это лишь для того, чтобы новость как можно быстрее распространилась" (Андре Моруа).
Понимание по-мужски и по-женски
"Понять" для мужчины - это значит вникнуть в обоснование, проникнуться смыслом, значением. А для женщин "понять" означает сопереживание.
Слушатель | Мужчина | Женщина |
Лучше понимает | сказанное | не сказанное или недосказанное |
Осознает очевидности, понимает абсурдность | рассудком | чувством, интуицией |
Предпочитает | логику | интуицию |
Внешность
Внешность для женщины - целый мир забот, хлопот, проблем, бесконечных поисков вариантов, оценок, радостей и огорчений. И за всем этим кроется своеобразная жизненная философия. Вот она в высказываниях женщин:
Мужчине могут простить небрежность во внешнем виде, ссылаются на его занятость. Женщине не прощают неряшливости в одежде, несмотря на ее занятость.
Не найти плохо одетую женщину, пребывающую в хорошем настроении.
От искусства создавать внешность зависит очень многое. Оно превращает некрасивых женщин в привлекательных, а симпатичных делает красавицами.
Женщине может опостылеть все, кроме своей хорошей внешности. Тогда понятны жертвы, приносимые на алтарь неистребимого желания нравиться.
Женщина больше страдает тогда, когда осуждают не ее промахи и ошибки, а внешний вид. Такова уж женская природа, что быть деловой, но непривлекательной для женщин во сто крат хуже, чем быть привлекательной, но не деловой.
Наряды
Наряды - важные элементы проявления женского характера. Женщина наряжается в основном, для представительниц своего пола. "Женщины считают, что наряжаются для нашего удовольствия либо для собственного. На самом деле они наряжаются, чтобы удивлять друг друга" (ф. Миомандр). Она как бы участвует в негласном конкурсе. А наряд - весомый аргумент в женском споре с подругами-соперницами, с неумолимым временем и другими жизненными обстоятельствами. Участие в конкурсе нарядов - это участие в конкурсе жизни.
Так что не стоит питать иллюзий относительно того, что жена наряжается для мужа. Вспомним хотя бы Эллочку-людоедку из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова. Она отделывала вечерний туалет шкурой собаки под выхухоль и красила мех мексиканского тушканчика зеленой акварелью вовсе не из желания поразить собственного мужа - инженера Щукина. Шло великое соревнование "кто - кого" между дочерью миллиардера Вандербильда и простой советской домохозяйкой.
Однако то обстоятельство, что жена наряжается не для мужа, может ввести в заблуждение. Стоит, поняв это, перестать замечать, как одевается женщина, тут же незамедлительно следует расплата за подобное невнимание и равнодушие. В этом тоже проявляется незаурядность и парадоксальность женского характера.
Возникает вопрос: а для кого в таком случае одевается мужчина? Скорее всего, тоже для женщины. Следовательно, и по поводу данного вопроса мир вращается вокруг женщины.
Обращение с вещами
Женщина пользуется многими вещами, как своими часами: она их носит либо для того, чтобы на них смотреть, либо для того, чтобы их показать. Право же, это не порок, а парад в вечном конкурсе жизни. Но тем не менее это так. Вещи, и не только они, представляют собой аксессуары в женском обиходе.
Приоритеты
Любопытны результаты социологического исследования, приведенного недавно варшавским центром по изучению общественного мнения: какими видят себя сами польские женщины?
Только одна из семи "вполне довольна" своей внешностью. Почти половина из них "скорее себе не нравятся ", а 40 % "решительно не любят смотреться в зеркало".
Будучи недовольны своим внешним видом, большинство, однако, не прилагают усилий, чтобы его изменить. 92% опрошенных женщин в течение последнего года ни разу не были у косметолога. Даже парикмахера регулярно посещает лишь каждая четвертая полька. (Объективности ради нужно добавить, что в связи с "шоковой терапией" стоимость этих услуг многократно возросла, и многим они просто теперь не по карману.)
Тем не менее главной ценностью для женщины по-прежнему являются не деньги, а "большая, настоящая любовь" (так ответили 79% опрошенных). На втором месте в женской шкале ценностей стоит "счастье собственных детей", на третьем - материальное благополучие, достаток в жизни". 17% превыше всего ценят материальную независимость от мужа и семьи, 10% - профессиональную карьеру и столько же - гармонию в сексуальной жизни.
ЖЕНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Женщины уступили мужчинам
под натиском превосходящей силы,
но они наносят болезненные ответные
удары, главные из которых - выставить
мужчину на посмешище.
Э. Фромм
О пресловутой болтливости
Мужчины думают преимущественно молча, женщины предпочитают размышлять вслух. Тому, оказывается, есть причины более глубокие, чем представлялось.
Доктор Дженни Харест и ее коллеги из университета в Сиднее (Австралия) установили, что женская склонность поболтать объясняется особенностями женской анатомии: у женщин область мозга, контролирующая речь, имеет на 20% больший размер, чем у мужчин.
Этим объясняются также и лучшие способности женщин в языках, их искусство в завязывании контактов (в частности, деловых) и лучшее запоминание сказанного: "Женщина может простить обиду, но не забудет о ней никогда".
Общительность женщин в сочетании с критическим отношением к другим представительницам своего пола иногда играет с ними злую шутку:
" Она сумела завязать разговор на официальном приеме с нужным человеком, но разговор не клеился. Чтобы не затянулась возникшая пауза, женщина сказала:
- Посмотрите на эту даму "в горошек", как она нелепо выглядит!
- Это моя жена.
Многие мужчины тяжело переносят женское многословие, считая его просто болтливостью. Во многих "мужских" анекдотах зло высмеивается это женское качество. Приведем три образчика:
"Две заключенные должны были просидеть в одной камере 10 лет. За хорошее поведение их выпустили на полгода раньше. За воротами тюрьмы они проговорили еще полчаса".
"Иванов с женой пришли к врачу. Тот дал женщине термометр и предложил подержать его за щекой:
- А теперь пять минут не открывайте рта! - предупредил он женщину.
Иванов внимательно посмотрел на врача, потом на жену с термометром во рту и шепнул врачу на ухо:
- Доктор, за сколько вы можете мне уступить эту штуку? "
- "Я слышал, перед тем как пойти работать в драмтеатр, твоя жена танцевала в балете?
- Да, и неплохо. Но ей было так тяжело - не сказать за целый вечер ни слова".
Женская логика - это предмет исследования, который нельзя ни с чем сравнить.
Термин "женские принципы" условен, так как каждая женщина имеет свои принципы, только ей известные. Она может не осознавать их, но все равно эффектно их использовать, то есть речь идет, скорее, не о единых принципах, а о некоторых приоритетах, предпочтениях.
Неопределенность высказываний
Одним из стержневых принципов женской логики является принцип неопределенности. Неопределенность в женской логике - это условность, возведенная в абсолют.
Проявлением принципа неопределенности являются такие слова, как "я согласна, но при условии...", "да, но...", "возможно, конечно, только вот...". Апофеозом этого служит выражение "ну я не знаю...".
Эта фраза нередко венчает разговор, диалог или рассуждение. В ее тональности присутствует и нотка раздражения, и неудовлетворенность, и оценка, и волевой акцент на пресечение попыток дальнейшего обсуждения данной темы. Смысл данного выражения может включать в себя в неявном виде следующее: "Поступай, как знаешь" ("Я умываю руки"), "Тебе решать (тебе и отвечать)", "Ты не соглашаешься со мной только из упрямства (гордости, глупости)" и т.п.
Относительность оценок
В разговоре типа "Не сравнивай, пожалуйста, я это делаю для блага семьи (детей, твоего же блага...)" категорическое требование - "не сравнивать" на самом деле выступает чисто сравнительным компонентом.
Всегда понимая, что слово и дело - это, как говорят в Одессе, две большие разницы, женщина дает мужчине поупорствовать в чем-либо. Этот замысел включает в себя две цели. Первая - не затевать домашнюю войну по никчемному поводу, зарезервировав ее для более подходящего случая (при котором непременно припомнится и случай пропущенный, но уже в других оценочных категориях). Вторая - иметь возможность сказать в итоге: "Ну я же говорила..." И ведь действительно говорила... Вообще указанный оборот является по своей оценочной сути абсолютно беспроигрышным вариантом при любом развитии событий.
Относясь к мужчине как к большому ребенку, женщина склонна к уступкам, компромиссам, ни на йоту не отступая от того, что ее собственная шкала оценок - единственно правильная. Это даже обсуждению не подлежит (есть два мнения - ее и неправильное).
Упорство в непризнании вины
Редчайший случай, исключение из правил, чтобы женщина сама, без всякого внешнего давления, самокритично сказала: "К сожалению, в этом я была не права", или "Как показало дальнейшее, ты оказался ближе к истине". Такое просто невозможно. И вовсе не потому, что самокритичность менее присуща женщинам, чем мужчинам. Скорее, даже наоборот. Мужчинам в большей мере свойственно захлебываться от восторга и самообольщения.
Женское упорство в непризнании вины - тоже категория относительная. Вина или неправота, о которой идет речь, это не просто женская ошибка, упущение или необдуманный поступок. Это всегда определенный залог в ее отношениях с мужчиной. И признать себя неправой - значит, дать большие козыри ему в последующей позиционной борьбе. А на это женщина пойти не может. Таким образом, женщина обычно не признает своей неправоты исключительно из стратегических соображений.
Обычно в таких щекотливых ситуациях, прекрасно понимая свою неправоту, женщина не стремится воевать за уже проигранные позиции. Она либо неопределенно молчит и обходит стороной все, что касается этого больного вопроса, а если уж и вынуждена говорить, то высказывается в такой неопределенной форме, что непонятно, кто прав, а кто виноват. А если при этом выплывает вина женщины, то в итоге все равно виновником оказывается... конечно же, мужчина.
"Женщина иногда может признаться в своих грехах, но я не знал ни одной, которая призналась бы в своих слабостях" (Бернард Шоу).
Неопределенность предпосылок
Женщина прекрасно понимает, что определить что-либо - значит задать такую область значений определяемого, которая уже в дальнейшем не меняется. Однако женщина предпочитает не исходить в своих посылах из чего-то неизменного, от нее не зависящего. Она сама предпочитает быть независимой от каких бы то ни было предпосылок. Самый простой путь для этого - каждый раз заново формировать посылы, так как это выгоднее в изменившейся ситуации. И делается это с очаровательнейшей непосредственностью и непринужденностью. Поэтому неопределенность есть выражение несовместимости женской логики с принудительностью. Неопределенность характеризует отсутствие резких граней. Это дает большие возможности для маневра. Неопределенность - важнейшее основание женской загадочности, таинственности. Сказав "да" или "нет", женщина раскрывает свое отношение к предмету. Выражение неопределенности, например "может быть", может означать и то и другое и не являться демаскирующим фактором.
Мужчина, ищущий встречи с женщиной, услышав "может быть", получает надежду (в чем женщина заинтересована), но это не лишает ее свободы дальнейших действий.
Многозначность
Если в евангельской притче "Либо "да", либо "нет", а что сверх того, то от лукавого" провести границу после слова "нет", то все, что останется слева, - мужская логика, а то, что окажется справа, - женская. Может, поэтому женщины считают, что их логика права по отношению к мужской?
Если женщина и вынуждена проявлять какую-нибудь определенность, то она выразит это примерно в следующей форме: "Скорее, и не "да" и не "нет", чем либо "да", либо "нет". Но и так она, очевидно, не скажет. Даже эта мера условности имеет слишком прямолинейный характер. Интуитивно она, вероятнее всего, склонится к выражению, связанному с неопределенной модальностью типа "может быть", но обязательно произнесенному в тональности большого сомнения, так что в итоге не будет понятно: может быть или может не быть (или даже - не может быть)?
Вообще в женском арсенале выражения типа "может быть" являются ключевыми.
Между твердыми "да" и "нет" лежит целый спектр различных полутонов: "почти да", "скорее да, чем нет", "ни да, ни нет", "скорее нет, чем да", "почти нет".
И все это многоцветье оказывается во власти женского "может быть".
Одно и то же, но в разных устах...
Мужское "может быть" значительно ближе к форме отказа, к отрицанию, к выражению досады и раздражения... Уже простые бытовые примеры убеждают нас в этом. Так, если жена напоминает мужу о необходимости что-то сделать, а он отвечает: "Ну хорошо, хорошо, может быть, на будущей неделе...", то девять женщин из десяти поймут, что это означает досадливое отмахивание. Женское "может быть", напротив, может обещать очень много...
Сравним мужское и женское "нет". Мужское "нет" близко по смыслу к тому, как говорил герой чеховского рассказа "Письмо к ученому соседу" отставной поручик Василий Семи-Булатов, который проживал в селе Блины-Съедены: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".
Женская отрицательность имеет весьма специфический характер. И это понятно. В вечном конкурсе жизни женщина не может сказать "нет" и как ножом отрезать. Это просто будет необдуманно. Женщина отказывает, но всегда оставляет надежду, вероятность согласия. Но согласия лишь с тем, кто проявит нужную меру терпимости, понимания.
И нет большего разочарования женщины в мужчине, чем такая ситуация, когда после отказа мужчина прекращает всякие попытки добиться согласия. Для женщины такой мужчина - совершенно конченый человек.
Мужчина и женщина встретились через много лет.
- Почему ты тогда отказала мне?
- Потому что ты был недостаточно настойчив.
По своей природе женское "нет" имеет селективный, тестирующий и оценивающий характер. Сказав "нет", женщина имеет возможность обещать, но на конкурсной, альтернативной основе...
Женское "может быть" - это игривое, кокетливое и многообещающее "да".
Практичность
Практичность женской логики обусловлена самой природой женщины. Практичность - это то качество, которым природа (или Бог) наделила женщину, предназначив ее для заботы о продолжении рода и об очаге. Ее ошибки слишком дорого обходятся. Это различное отношение к ошибкам прочно вошло в психологию пола. Даже народные поговорки и присказки отражают это, например: "Мужний грех за порогом остается, а жена все в дом несет".
Женская ошибка - более серьезный факт. За нее часто приходится расплачиваться слишком многим... Поэтому практичность - весьма определенная гарантия благополучия и безопасности, орудие против обмана.
Кто-то из великих сказал, что обмануть можно кого угодно: политика и солдата, ученого и поэта. Невозможно обмануть только домохозяйку. Естественно, мы не ставим знака равенства между домохозяйкой и женщиной. Но, как говорится в Священном писании, пусть тот первым бросит в меня камень, кто докажет, что домохозяйка не женщина...
Понуждение к действию
Женщине предпочтительнее не принимать решение самой, а подтолкнуть мужчину к принятию решения и к действию, желательному для нее.
Это безупречная с точки зрения практичности тактика. Вся ответственность при этом возлагается на мужчину и при любом исходе женщина в выигрыше.
Понуждение мужчины к действию очень хорошо просматривается в "женских" песнях. Например:
"Ой, Морозов, ты слышишь, Морозов,
За меня себя замуж отдай!"
Блестящая конструкция! Или вот еще:
Никому не поверю, что другую ты любишь,
Приходи на свиданье и меня не тревожь.
Неужелъ в моем сердце огонечек потушишь?
Неужели тропинку ты ко мне не найдешь?
Строчки вторая, третья и четвертая содержат подталкивание к желанным для певуньи действиям мужчины, подкрепляемое упреками.
Не теряй же минут дорогих,
Назначай поскорее свидание
И учти, что немало других
На меня обращают внимание!
Первые две строки содержат не только указание, но и срочность его исполнения. Заключительные строки представляют из себя нажим в виде скрытой угрозы.
Подобных примеров можно привести множество. Ведь особенности женского мышления настолько для женщин естественны, что пронизывают все, что исходит от них.
Муж - ученый, чтобы не забивать голову дачными заботами, выполняя просьбу жены купить дачу, поставил одно условие: "На даче хозяйка - ты, я - подсобный рабочий, буду делать все, что скажешь ". Время от времени он теперь слышит упреки жены:
- Неудачно мы посадили яблоньку... Ты хорошо устроился: "Как ты скажешь, как ты скажешь". Теперь я виновата.
- Я тебя ни в чем не виню.
- [Зато] я себя виню.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ
Власть ее не изучена,
Значительно преуменьшена.
Пока что - во всяком случае
Всесильна над нами женщина.
М. Луконин
В традиционной логике есть определенные правила, очерчивающие последовательность действий и их результат. В отличие от этого женская логика чурается всякой предопределенности и может быть названа "непринужденной" логикой. С точки зрения мужчины понять ее невозможно, хотя почувствовать ее силу довелось многим из них.
Неожиданность
Женщина не может допустить однообразия, поэтому и женская логика разнообразна, в основе ее лежит неожиданность.
Женщина тяготеет к привычности, комфортности, покою, устойчивости и надежности. По отношению к себе. Состояние же мужчины вечно комфортным быть не должно. Прежде всего, его должна беспокоить проблема женщины, ее загадочности, неповторимости, непредсказуемости.
Неожиданные повороты в развитии темы - наиболее частые приемы в женском доказательстве.
"Смена пластинки"
Резкий переход к другой теме, например, неожиданной фразой:
"Тебе лишь бы поговорить" или "А! Тебя ничто не интересует!"
Суть данного приема в том, что предметом обсуждения вдруг становятся личные качества оппонента. Разумеется, подобный поворот совершается не для того, чтобы восхвалить его, а исключительно для того, чтобы любое дело перевести в персональное. Далее идет возложение личной ответственности и спрос за конкретное деяние. Вслед за этим обычно следует обобщение, после чего обвиняемый становится ответственным уже практически за все несчастья. Легкий скачок - и предмет обсуждения уже иной: несчастная женская доля и загубленная молодость.
Неожиданный вывод
Поворот в развитии темы может быть достигнут неожиданным выводом или даже выпадом. Это в основном соответствует главной цели женского доказательства: не доказать, а поразить! Одно дело поразить - значит озадачить партнера, другое - потрясти, третье - привести в состояние неопределенности. В числе вариантов - стремление зародить сомнение, что-либо инкриминировать, обеспокоить:
"У всех мужья как мужья, а мне вот уж, слава тебе, Господи, как повезло..." или "Вот у подруг мужья: все в дом, все в дом, а тут...". Сравнение всегда избирается по самому невыгодному признаку. Будь он хоть трижды лауреат, все равно в данном сравнении он - пустое место. И всяческие воззвания к совести, напоминания о том, что им сделано немало, вызовут только укоризненное покачивание головой или презрительную усмешку: "Сейчас хорошо - подвез Петров, наш однокурсник. Троечником был слабеньким, а теперь на 600-м "Мерседесе"..."
Собственная правота
Мир женщины - это прежде всего мир ее семьи. Женщина уверена, что семья - это прежде всего она сама. И это действительно так. Ведя фактически все домашнее хозяйство, занимаясь детьми, она и является основой семьи.
Не случайно, говоря о семье, о даче, женщины обычно говорят "у меня", а не "у нас".
Поэтому все, что она делает, освящается интересами семьи. И потому женщина считает себя изначально правой во всем, что касается мужчины. Как тут не вспомнить слова Круассе: "Когда женщина не права, первым делом нужно попросить у нее прощения".
Будучи более эмоциональной, женщина задает и эмоциональную атмосферу в семье.
Приписывание другой причины
Женщина исключительно часто пользуется этим принципом для опровержения и критики. Например, в ответ на сообщение мужа, что на будущей неделе ему придется выехать в командировку, она в полную меру использует данный принцип. И тогда в итоге оказывается, что причина командировки - либо мужской эгоизм ("Хочешь поразвлечься, вот и едешь"), либо стремление угодить начальству, бесхарактерность ("Когда тебе надо, ты разобьешься в лепешку, но выполнишь все, что ни попросит тебя твой дорогой Иван Иванович"). Сокрушительность довода усиливается, когда становится известным, что в группе командируемых - некая особа... ("Ну, теперь мне все понятно, почему ты так внезапно бросаешь все свои дела и мчишься сломя голову невесть куда...").
Красноречивое молчание
Молчание мужчины означает, что ему нечего сказать, во всяком случае, так понимают это женщины: "Тебе и сказать нечего!" Женское молчание, а тем более красноречивое - это молчание совсем другого сорта: это выражение обиды. Оно относится к числу наиболее убедительных способов доказательства по-женски.
Незаконченные фразы
Многие фразы женщины оставляют незаконченными. Например: "Я тебе говорила, а ты..."; "Ну, сколько можно говорить..."; "Ну, я не знаю..."; "В конце концов, есть предел моему терпению или нет?.." Обычное нормальное отношение требует, чтобы все точки над "i" были расставлены. В женской логике этого нет. В самом деле, услышав фразу "Я тебе говорила, а ты...", ожидаешь, что будет сказано, что же именно такое было сделано или не сделано. На этот случай уже готовится ответ, реплика, опровержение. Но спусковым механизмом, курком ответной реакции оказывается недосказанное окончание фразы. В этой фразе разговора начинается психологическая пауза, и в разговоре появляется ощущение моральной правоты и, соответственно, неправоты. Именно это давит на "виноватого", заставляя его оправдываться. Именно эти зачетные очки правоты понуждают "неправую" сторону к покаянному тону...
Когда психологическая пауза исчерпывает себя, вполне может прозвучать: "Ну что, в оправдание и сказать нечего?" Это вопрос - обвинение, имеющий риторический характер: независимо от того, будет дан ответ или нет, нападающий остается в выигрыше.
Ключевые фразы
В ключевых моментах разговора используются так называемые ключевые фразы.
Например, ключевым моментом будет момент перехода разговора на новый эмоциональный уровень. В этом случае зачетное очко морального перевеса получает тот, кто первый скажет " Не кричи!" (обычно первой это удается сказать женщине). И даже если до этого оба говорили на повышенных тонах, так называемый моральный перевес и дальнейшую тактическую инициативу получает тот, кто первый сказал данную ключевую фразу. Решающим моментом оказывается и произнесение последней фразы в споре: за кем последнее слово, тот вроде бы и наверху. Никто не хочет обычно упустить такую легкую возможность выигрыша и, вероятно, поэтому многие споры не кончаются никогда.
Если в споре женщина может использовать какие угодно слова, то в ключевые моменты она применяет только уже проверенные ею: она знает, что именно эти фразы легче всего выводят мужчину из состояния устойчивого равновесия.
Практически все неоконченные фразы выполняют роль тестов. Тестируемыми оказываются мужчины. И в зависимости от их реакции пойдет дальнейшее развитие сюжета.
Балансирование на грани
Женская фраза всегда находится на грани различных состояний. Об одной характеристике этого мы уже писали выше, когда отмечали, что женское "может быть" всегда на грани между "да" и "нет". Но есть еще и другие грани: это грани мира и войны, смеха и слез, любви и ненависти, счастья и страдания... Здесь легко впасть в ошибку. Даже не в ошибку, а в вечное заблуждение, свойственное мужчинам всех времен и народов. Ведь именно мужчины всегда думали, что это они решают - быть или не быть. Как бы не так...
Мужчина, поставленный (причем совершенно неожиданно и немотивированно) на грань любви и ненависти, бывает обычно крайне озадачен и даже беззащитен. Тут он, по мнению женщины, и раскрывает свой характер. Ситуация "на грани" тоже является тестом. Оценив реакцию мужчины, женщина принимает решение, сразу ли вернуться на грань мира или еще немного побалансировать на грани войны (чтобы это лучше запоминалось). Очень редко, но бывает и так, что она принимает решение действовать по принципу "на войне как на войне". После подобной встряски мужчина теряет известную часть своей заносчивости (по крайней мере на некоторое время), теряет уверенность, понимая всю зыбкость своего положения хозяина и повелителя.
В любом случае перемены в его поведении налицо. Такие балансирования на грани войны и мира в отношениях с мужчиной позволяют женщине управлять им.
Недомолвки
Еще один аспект незавершенности женских фраз - недомолвки. Они бывают разные, но объединяет их то, что это проявление женской изобретательности. Разновидности недомолвки: намек, "случайно обмолвилась", сообщила по секрету.
Важное замечание
Многие женщины, прочтя этот раздел, могут сказать нечто, подобное такому: "Что это за изыски, я поступаю так, как поступаю. И нечего тут строить теории". И будет права, это у нее - от Природы. Всевышний наделил ее этим уникальным психологическим аппаратом, это одна из составляющих ее естества.
Мужчина, прочтя этот раздел, может воскликнуть: "И когда они этому учатся?!" Ответ - никогда. Это их природа, природа истинной женственности. Это противовес мужской силе.
Подобные замечания можно сделать и в отношении приемов женской тактики, к изложению которых мы переходим.
АРСЕНАЛ ЖЕНСКИХ ТАКТИК
Ты - женщина
И этим ты права.
В. Брюсов
Женщина является сильным оппонентом. Козьма Прутков говорил: "Хитрость есть оружие слабого и ум слепого". Поэтому если называть женщин слабым полом, то нужно смириться с необходимым присутствием в них хитрости. Рассматривая нижеследующие приемы женской аргументации, мы также убедимся, что женские хитрости отличаются изяществом, во всяком случае, изяществом исполнения. Итак, женские приемы:
1. Нагнетание обобщений
Он: Ну что ты все - упреки да упреки... Она: Я что, не могу слова сказать? Я что, все должна терпеть? Я в этом доме вообще лишена права голоса! Человек я или не человек?!
Здесь имеет место нагнетание обобщений. На первый вопрос - риторический (может ли она слово сказать) - ответ очевиден. За ним следует первое обобщение ("все должна терпеть"), затем второе и третье. Причем третье обобщение - снова риторический вопрос, возразить на который невозможно. Этот прием называется "резонанс".
Еще один способ нагнетания - риторический прием "градация": доводы повторяются со все возрастающим напряжением.
"Я терпела, долго терпела, очень долго терпела! Терпела невнимание, унижение, позор!.."
Противодействовать этому приему можно тоже риторическим приемом. Представить, что на трибуне, принять горделивую позу и... "И это говоришь ты, моя избранница!.."
Фактически в рассматриваемом приеме идет настойчивое подчеркивание собственной слабости, апелляция к защите. Показная слабость - одно из сильнейших средств женщины: "Женщины никогда не бывают так сильны, как когда они вооружаются слабостью" (И. Бунин).
2. Разъединение целого на части и их противопоставление
Например: "Любишь кататься - люби и саночки возить!", "Не путай черное и белое", "Не вали с больной головы на здоровую!"
Само собой разумеется, что "черное", "больную голову" и "возить саночки" предназначено оппоненту, себе оставлено остальное, более привлекательное. Этим достигается значительное моральное преимущество перед "супостатом".
3. "Ну, кем бы ты был без меня?"
Женщина искренне полагает, что мужчина - дело ее рук. Отсюда утверждение: "Мужчина - большой ребенок".
4. Из многих зол выбирает меньшее
Она: Ты не хочешь того, не хочешь этого... Может, ты вообще ничего не хочешь?
Он: Ну почему же...
Она: Вот тебе мое последнее слово, потом пеняй на себя!
5. Много раз "нет", но хотя бы один раз "да"
Женщина специально задает вопросы, ответы на которые могут быть только "нет". После нескольких подобных сюжетов она возмущается и задает невинный на первый взгляд вопрос, на который мужчина с облегчением говорит "да", но именно это и было целью коварной собеседницы.
6. Первое и последнее слово
Обычно женщина начинает разговор, она же его и заканчивает.
Первыми словами она задает нужную тему и распределение ролей, создает условия для захвата инициативы.
Обычно победителем в разговоре воспринимается тот, кто сказал последнее слово. Победу женщина отдавать не хочет, поэтому последнее слово оставляет за собой.
7. "Ахиллесова пята"
Одно из предназначений женской стратегии - максимально использовать мужские слабости.
Мужской диалог является силовым: не принято уходить от обсуждения сложных вопросов, на аргумент нужно отвечать контраргументом - это похоже на перетягивание каната.
Разговор женщины похож на танец на натянутом канате - постоянное балансирование в ситуации неопределенности.
Прием "ахиллесова пята" у женщин выглядит так: обнаружив слабое место у оппонента, женщина будет методически бить по нему, не давая отвлечь себя от этого занятия.
Попытки обратить ее внимание на другие, более веские обстоятельства в этом случае бесплодны.
8. Замалчивание истины
Женский разговор - в понимании мужчины - и о том, и о сем, и - ни о чем. Говорит много, но все вокруг да около. Это большое искусство - много говорить, но не проговориться. Как говорится, "язык дан дипломату, чтобы скрывать свои мысли".
9. "Отсроченный вопрос"
Она: Если ты не в состоянии содержать семью, зачем ты женился на мне?
Вопрос-обвинение.
10. "Если нельзя, но очень хочется, то можно"
Это типичный женский аргумент.
Логическим следствием отсюда, обращенным к мужчине, является: "Значит, ты не очень этого хочешь!"; "Если бы ты любил по-настоящему..."; "Если бы тебя попросила об этом твоя мамочка, ты бы в лепешку разбился".
Или: "Другие же могут!"
Желание женщины лежит в основе многих ее поступков. Часто оно скрывается за словами "Для тебя же стараюсь". И в этом нет обмана, ибо она искренне считает, что если ей будет хорошо, то будет хорошо и мужчине.
11. "Ты сам не знаешь, чего хочешь"
Этот довод опровергнуть практически невозможно, потому что он предполагает необходимость оправдываться. А это уже проигранная позиция. Не зря же говорят: "Раз оправдывается - значит, виноват!" Но и не сопротивляться обвинению - значит просто признать свою вину. Тупиковая (для мужчин) ситуация.
12. "Мне простительна маленькая слабость"
Если у женщины оказался сильный оппонент, который вскрыл слабые места в ее аргументации, то в ответ он может получить безукоризненный по своей непосредственности аргумент: "Ну и что? Я же слабая женщина. Мне как женщине это простительно".
Наоборот, мужчине слабости не прощаются, он "должен соответствовать": "Будь мужчиной!", "Не будьте бабой!"
13. Домысливание (досказывание)
"Ну-ну... - говорит женщина, - я могу досказать твою мысль" или "Что же ты замолчал, говори до конца... "А формулировка "Угадываю, куда ты клонишь..." абсолютно неотразима. Продолжение, как правило, дается в нужном ключе. И вся последующая критика оппонента связана с разгромом предложенной самой женщиной концовки. По правде говоря, такие приемы работают и в мужской аргументации, но в женском варианте прием убийственный. Ну что можно противопоставить такому его использованию: "Ты, конечно, не сказал, но ты так подумал...", или "Ты не говоришь так, но хотел так сказать", или даже "Я согласна, ты не хотел так говорить, но только потому, что тебя сдерживает расчет (выгода, страх, стыд)".
Домысливание - неотразимый женский довод прежде всего потому, что его невозможно опровергнуть. Ведь нельзя опровергнуть того, чего не было.
14. "За кого ты меня принимаешь?"
Цель этого приема - заставить собеседника оправдываться. А оправдывающийся всегда виноват. Во всяком случае, в глазах того, перед кем оправдывается. Реализация данного приема осуществляется в цепочке доводов следующего типа: "Как ты смеешь?", "Что ты себе позволяешь?" и, наконец, "Я знаю, чего ты хочешь!"
15. "Я в отличие от тебя..."
Здесь возможны несколько вариантов: "Каждый порядочный человек, в отличие от тебя...", "Всякий здравомыслящий человек, которому дорого чувство собственного достоинства, не будет возражать, что...", "Только идиот не согласится с тем, что..." Вовсе не нужно думать, что женщина с умыслом строила аргументацию, чтобы в итоге сказать такую фразу. Она могла бы сказать ее и без всякой аргументации.
16. Манипуляция
Манипуляция - это скрытое управление собеседником против его воли. Манипулятор добивается своего путем использования обнаруженных у оппонента слабостей. Это могут быть тщеславие, жадность, любопытство, азартность и т.д.
Прием этот применяется и мужчинами и женщинами, но последние пользуются им чаще и с большим успехом. Потому что женщины, как правило, лучшие психологи, чем мужчины, и блестяще обыгрывают мужские слабости.
Тщеславному руководителю она скажет: "С Вашим авторитетом нетрудно убедить их в том, что..." Честолюбивый услышит от нее: "С Вашими незаурядными способностями..."
Желая внушить что-то неуверенному человеку, она скажет: "Всем известно, что...", зная, что тот не рискнет выступить против всеобщего мнения.
17. Навязывание высказываний
Один из приемов здесь такой: "Ты это говорил!" И даже если удается опровергнуть это (на что уйдет много времени и сил), то в ответ можно услышать: "Неужели мне показалось?.." Или более сильно: "Ты так говорил, что мне показалось..." И даже цепь доводов развивается в нужном женщине направлении.
Возможен и возврат к приему "домысливание": да, не говорил, но ты так подумал... Примерно таким же целям служат родственные приемы: " Ты этого не говорил", "Я это говорила" или "Я этого не говорила". Они представляют очень эффективное средство женского давления прежде всего потому, что в принципе неопровержимы. А если и осуществляется попытка опровержения, то ее легко трансформировать либо в оправдательный, либо в обвинительный процесс (в зависимости от обстоятельств). Первым шагом для этого послужит вопрос: "А почему ты об этом не говорил (говорил)?" Вторым - будет категорическое утверждение: "Я знаю (догадываюсь), почему ты об этом не говорил (говорил)!" И наконец, третьей по счету будет оценка: "Сказать (не сказать) это могут только непорядочные люди".
18. "Брать горлом"
Этот прием имеет особенности в мужском и женском исполнении. В прямой своей характеристике это такое действие, которое связано с непрерывной речью, мешающей партнеру вставить слово. Мужчина в применении указанного приема часто увлекается своей речью, заслушивается собой. И незаметно переходит ту неуловимую грань, за которой кончается тактический прием и начинается риторическое упражнение. Женщина здесь обычно не теряет чувства меры. А если и излишествует, то преднамеренно, реализуя свои цели.
19. "Закрытые уши"
Прием противоположен предыдущему: демонстративно пропускать мимо ушей доводы оппонента. В мужском варианте есть элемент извинительности. Он может выражать непоколебимость позиции, бескомпромиссность, принципиальность. И это в чем-то соответствует бойцовским качествам мужского имиджа. Сольная партия "закрытых ушей" в женском исполнении ничего, кроме раздражения, не вызывает. Зная об этом, женщина, как правило, использует упомянутый довод для того, чтобы в том случае, когда ей это нужно, перевести обсуждение вопроса в конфликтную фазу, но побудив именно оппонента первым бросить перчатку...
20. Признание в небольшой неудаче, чтобы сообщить о больших успехах
Например, одна подруга говорит другой:
- Ну ты представить себе не можешь, как я огорчена...
- Что случилось?
- Моя портниха (называется имя очень известной в городе дорогой и престижной портнихи) испортила мне новогоднее платье... Надо же, как некстати. И ведь сколько я заказываю ей, такого никогда не бывало, чтобы именно перед балом в шведском посольстве такой конфуз...
Легко догадаться, что цель такого довода заключается в иллюстрации того, что она давно и регулярно пользуется престижным салоном и приглашена на бал в посольство. Лучшего доказательства для этого, чем маленький неуспех, просто трудно придумать. Затем можно и "испорченным" платьем похвастаться...
Замечание
Перечисленные тактики женщин можно отнести к числу их безусловных рефлексов. Женщины используют их автоматически, не задумываясь. Утверждение это относится, по существу, ко всем женским приемам, описываемым в этой главе.
Мужские приемы могут трактоваться скорее как условные рефлексы, вырабатываемые, в частности, образованием и воспитанием.
ТЕХНИКА СПОРОВ, СЦЕН И СКАНДАЛОВ
Самая сильная в мире
вода - женские слезы.
Д. Мерли
"Сцена" - излюбленное оружие женщин. Она позволяет им разом, путем короткой эмоциональной вспышки, полной негодования, добиться того, о чем они в спокойном состоянии тщетно просили бы месяцы и годы.
В споре в арсенале женщины множество эффективных средств: вопросы, отрицания, оценки, упреки и угрозы. Рассмотрим их специфику.
Женские вопросы
1. Нескромный вопрос
Жена: Я видела, ты получил сегодня письмо. От кого?
Муж: А почему тебя это интересует?
Жена: Не задавай нескромных вопросов.
То, что жена нескромно интересуется адресатом мужа - это нормально, это само собой разумеется. А вот его вопрос это уже "нескромно" - с женской точки зрения.
Поскольку "нескромный" вопрос содержит в себе упрек, то важно сбалансировать ответ. Излишняя многословность ответа близка к попытке оправдаться. ("Что-то здесь не так!" - сразу подумает женщина).
Нормально воспринимается трехкратный перевес отвечающих слов над вопросительными. Меньшее количество воспринимается как невнимательность, пренебрежение.
А вообще ответом обмануть женщину чрезвычайно трудно. Здесь женская интуиция творит чудеса.
2. Вопросы-тесты
Муж и жена собираются в театр.
- Скажи, пожалуйста, моя шляпка сидит прямо?
- Прямо, прямо. Давай скорее, а то опоздаем.
Вопрос о шляпке - тест, в данном случае - на уступчивость и терпимость мужа.
3. "Невинный" контрвопрос
Муж с завистью говорить жене:
- Какая счастливая пара наши новые соседи! Каждый вечер, когда он приходит с работы, она целует его. Почему ты никогда этого не делаешь?
- Я?! Но ведь мы же с ним почти не знакомы...
Девушка - юноше: Я тебе нравлюсь? - Нравишься. - Очень? - Очень. (Ответить иначе нельзя - обидишь. В итоге нужное признание получено (или вырвано?).
Отрицание по-женски
1. Двойное утверждение
Вопреки законам формальной логики двойное утверждение у женщины - это отрицание.
Например: "Ну-ну", "Давай-давай", "Ну, давай".
2. "Зайдем с другой стороны"
У мужчин это означает посмотреть на предмет спора с другой стороны. У женщин - начать все сначала, причем совсем о другом.
3. "Шлагбаум"
"Ты меня не убедил и никогда не убедишь". Женщина ставит мужчину в ситуацию невозможного выбора: "Давно ли ты перестал издеваться над моей матерью, своей тещей?!"
Сказать, что перестал, - значит издевался. Не перестал - тем хуже. Не спасает и молчание: "Тебе и сказать нечего!"
4. Прием "до противного"
В мужской логике этот прием называется доказательством "от противного": приняв некоторое утверждение, логически прийти к противоречию, чем и доказать неверность посылки.
У женщин прием "от противного" модифицировался в прием "до противного": создать такую обстановку в диалоге, когда не только спорить - жить не хочется. Это отрицание не логическое, а эмоционально-психологическое, оно включает в себя намеки, упреки, обвинения, провокационные вопросы. Все это может быть дополнено хлопаньем дверью, громыханием посудой, красноречивыми позами, резкими движениями и словечками.
В споре с мужчиной женщина постоянно стремится опровергнуть свое традиционно подчиненное положение.
Женские оценки
1. "Тем хуже для фактов"
"Если факты противоречат теории - тем хуже для фактов " - это шутливое замечание великого философа Гегеля можно рассматривать как теоретическую предпосылку женских оценок.
Цель женской оценки - показать, как низко может пасть мужчина по сравнению с идеалом. |
- Как относится к тебе муж?
- О, прекрасно! Он выполняет все, что я пожелаю!
- Значит, мало желаешь, - наставительно сказала мать дочери.
И акции мужа получили тенденцию к своему падению.
Женская оценка является не прямолинейной, а содержит необходимость домыслить услышанное: "Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты..."
2. Оценка-тест
- Милый, как я сегодня выгляжу?
- Нормально, как всегда.
- Тебе все равно, ты даже не посмотрел на меня...
3. Полярность женской оценки
- Как дела у вашей дочери?
- Прекрасно. Она вышла замуж за хорошего человека. Он ей во всем помогает: готовить, мыть посуду, смотреть за детьми.
- А нашему сыну не повезло. Досталась такая ленивая! Мальчику приходится все делать самому: и готовить, и смотреть детей, и всякое прочее...
Или другой разговор. Две подруги:
- Ты знаешь, портрет Ольги написал известный художник.
- И получилось похоже?
- Да, поэтому она его никому не показывает.
Как остроумно заметил Б. Франклин: "Если хотите узнать недостатки девушки, похвалите ее перед подругами ".
Упреки и намеки
Из арии Мельника в опере "Русалка": "Намеками, упреками старайтесь удержать..."
Он: Ты меня любишь?
Она: Конечно, я ведь танцевала с тобой весь вечер.
Он: Разве это доказательство?
Она: Еще бы! Ты же не видишь со стороны, как ты танцуешь!
Упреки имеют цель создать чувство вины.
- Этот вальс я могу танцевать с Вами до утра!
- Вы думаете, что к утру научитесь его танцевать?!
Упреки, по мнению женщины, должны подтолкнуть мужчину сделать нечто, ею желаемое.
Супруг, измученный упреками: "Возможно, у Адама были свои неприятности, Ева не могла изводить его рассказами о тех мужчинах, за которых она могла выйти замуж.
Упреки могут быть словесные и молчаливые. Последние - это своеобразное упрекающее поведение.
1. "Танец умирающего лебедя"
Самая простая, и потому самая распространенная форма упрекающего поведения.
Включает в себя: молчание; редко звучащий, пониженный голос; обиженное выражение лица; замедленные, неуверенные движения.
Предполагает возникновение у мужчины комплекса вины: "Ну что я такого сделал?" Если этот вопрос прозвучал, бессловесный упрек дополняется словесным.
Если же мужчина "не созрел", то вступает в действие
2. "Танец с саблями"
Прием характеризуется резкими движениями, порывистыми жестами - и все это молча. При этом женщина как бы не замечает мужа. Это открытая форма войны.
3. "Холодная война"
Накладываются эмбарго на все и вся. Доминирующей позой в фазе холодной войны является "мраморная статуя" - тот же "умирающий лебедь", только не танцующий, а как бы замороженный: никаких движений, никаких звуков. Замерший взгляд, устремленный в одну точку.
4. Словесные упреки
Они являются элементами как диалога, так и монолога. Выражаются восклицаниями: "Господи, какая же я дура", или "Так мне и надо", или "Мне же говорили...", "Мама ведь меня предупреждала..." и т.д.
5. Упрек-сравнение
Это самый распространенный: "Живут же люди", "А Самойловы машину купили, он ее теперь на работу - с работы возит..."
Женские угрозы
Вообще в споре, претендующем на конструктивный характер, угрозы неприемлемы. В домашнем споре свидетелей нет, а посему все дозволено. Вариаций угроз может быть очень много. Классическая угроза: "Меня здесь не понимают" (не ценят, не любят, не уважают и т.п.). Сформулировав угрозу, нужно внимательно смотреть за реакцией, ибо от нее зависит, как завершить нагнетание обстановки. Классическая угроза в зависимости от ответной реакции может завершиться и разрывом дипломатических отношений, и извинительной репликой: "Да что я такого сказала?"
Угроза может апеллировать и к неприсутствующим свидетелям: "Дети (родители) тебя не поймут" или "А ты подумал, поймут ли тебя дети? " Акцент может быть поставлен даже так: "И ты согласишься повторить это при детях?!" Все подобные разновидности угроз - далеко не женское изобретение. Но вот есть одна чисто женская угроза. Она называется так: "Я уезжаю к маме!" Ее исполнение отличается многообразием.
Вариант первый (категорический):
Жена: Дальше так жить невозможно! Я уезжаю к маме!
Муж: А как же я (дом, работа, дети...)?
Вариант второй (гипотетический):
Жена: Ну что же, ты этого хотел. Все кончено... Я уезжаю к маме!
Муж...
Жена: Когда образумишься - позвонишь (напишешь, приедешь с повинной, попросишь и т.п.).
Вариант третий (реалистический):
Жена: Я больше жить с тобой не могу! Все кончено! Я уезжаю к маме. Дай мне 200 на билет...
Муж: Но билет стоит 100.
Жена: А обратный?!
Угроза - всегда демарш, рассчитанный на ответную реакцию. Цель угрозы - вызвать нужную ответную реакцию и вести диалог уже по отношению к ней. Для первого варианта ожидаемая реакция - угрюмое молчание. Вслед за этим немедленно последует аргумент типа "Тебе все равно". За ним: "Ты меня никогда не любил" и потом: "О Боже, кому я отдала лучшие годы своей жизни!" Тут начинаются чистые женские оценки по схемам, которые уже рассматривались выше. Любая угроза - это целый комплекс, состоящий из намеков, выражения смертельной обиды, разочарования и в финальной части - эмоционального самовыражения.
Во втором варианте угрозы "Я уезжаю к маме" разыгрывается тест следующего типа: кто сделает первый шаг, тот и больше виноват. Начало первого и второго вариантов может быть стереотипным, но многоцелевым. Продолжение выбирается в зависимости от ответа. Причем все совершается на интуитивном уровне. При этом руководствуются скорее чувством, наитием.
Если в первом случае ответ получен, и получен в смягченной тональности, моментально используется противоположный по тону ответа категорический вариант угрозы. Идет так называемый "дожим ситуации".
Если же мужчина сам занимает до предела категорическую позицию, то угроза может быть смягчена, однако до конца не снята. В подобных ситуациях часто применяется такой вариант: категорическая позиция мужчины дополняется еще более категорической позицией женщины. И так дальше раскачивается маятник угроз вплоть до предоставления оппоненту возможности для покаяния. А уж " покаяться мужчине всегда есть в чем"...
Угроз в женском арсенале не счесть. Но не прав будет тот, кто считает, что своими угрозах женщина стремится кого-то напугать. Все угрозы (кроме различных чисто эмоциональных взрывов) имеют педагогическое значение. Женщина и угрозой стремится перевоспитать, исправить ситуацию, достичь торжества справедливости (в ее женском, разумеется, понимании). Поэтому даже если имеется убеждение в том, что женская угроза никогда не будет исполнена, относиться к ней несерьезно ни в коем случае нельзя! Тогда она может быть исполнена просто "из принципа".
Расширение числа участников
Оно может быть "очным" и "заочным". В последнем случае привлекается мнение нужных людей. В первом - сами люди - собственная мать, сестра, подруга, друзья.
Самый бесчестный и жестокий случай - вовлечение в ссору детей: "Посмотри, какой негодяй твой отец" или "Твой отец нас бросает " (не любит, не жалеет и т.п.).
Подведем итоги
Подвести итоги нам помогут несколько знаменитых высказываний Ф. Ларошфуко: "Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтобы они убедили сами себя; порядок их доказательств... очень оригинален, чтобы выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики ".
"Те, кто хвалит женщин, знает их недостаточно. Те, кто их ругает, не знает вообще" (Г. Пиго-Лебрен).
А вот мнение великого Льва Толстого: "Женщина - это такой предмет, что сколько ни изучай ее, все будет совершенно новое.
Так что, читатель, наблюдайте, изучайте и - не переставайте удивляться!
Цит. по: © В.П. Шейнов, «Мужчина + женщина: познать и покорить».