Психологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель — преодоление страха. «Что толку от острого меча, если он в руках труса?», — вопрошает пословица. Ответ ясен: даже самые эффективные приемы не помогут тому, кто боится врага. Приведу всего лишь три примера влияния страха на человека. Как-то на одном из минских заводов рабочие решили подшутить над своим товарищем. Бедняге положили в карман пальто живую лягушку.
Переодеваясь после работы, он сунул в карман руку и так испугался, ощутив там что-то скользкое и шевелящееся, что его парализовало! Состоялся суд, «шутникам» пришлось выплатить пострадавшему, превратившемуся в инвалида, изрядную сумму денег. Но отчего с ним произошла такая беда? Ведь никто пальцем к нему не прикоснулся, кроме лягушки, разумеется. Его скрутило от страха!
Другой пример. В группах по изучению приемов самозащиты ученики быстро обретают умение ловко справляться с условным противником, вооруженным учебным резиновым или пластмассовым ножом.
Но как только тренер заменяет этот «клинок» на острый, словно бритва, финский нож, вся ловкость исчезает непонятно куда. Почему? Да потому, что страшно распороть себе руку или, не дай бог, живот. В этой связи третий пример из жизни. Любой человек может пройти, не оступившись, подлинной узкой доске, лежащей на земле. Но если он попытается сделать то же самое, подняв эту доску хотя бы на два метра от уровня земли, то свалится оттуда непременно. Легко и свободно двигаться ему помешает страх упасть с высоты.
Итак, страх мешает, ограничивает, сковывает, даже парализует. Не случайно такой знаток человеческой души, как писатель Оноре де Бальзак, отмечал в одном из романов: «Под воздействием страха все способности человека либо достигают крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок». Ему вторит знаменитый авторитет в области военного дела Карл фон Клаузевиц: «Опасность и ответственность не увеличивают в нормальном человеке свободу и активность духа, но напротив, действуют на него угнетающе".
И, наконец, научный факт, установленный американскими психологами, наблюдавшими за поведением военнослужащих на полях сражений в период Второй мировой войны: в настоящем, а не учебном бою правильно и свободно действует, в лучшем случае, только четверть воинов. Три четверти отчаянно боятся погибнуть и потому погибают значительно чаще, чем те, кому удается избавиться от страха.
Да что там война! Масса людей впадает в полуобморочное состояние при виде крови или от укола шприцом, панически боится темноты, высоты, глубины, собак, мышей, пауков, змей и многого другого... Что же такое страх? Это эмоция, то есть переживание, возникающее при угрозе биологическому или хотя бы социальному благополучию человека. Не имеет значения, насколько реальна эта угроза. Она может быть кажущейся. Главное, чтобы тот, кто боится, воспринимал ее как настоящую. В зависимости от ситуации, переживание страха варьирует в широком диапазоне оттенков: смутное опасение, тревога, испуг, паника, ужас.
В тех случаях, когда переживание страха достигает силы аффекта, оно навязывает индивиду стереотипы «аварийного» поведения, сложившиеся в процессе биологической эволюции, и подавляет на время все иные психические процессы. В первую очередь исчезает возможность логически мыслить, действовать рационально и ловко. У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния: ажитация (внешнее проявление — бегство), ступор (внешнее проявление — оцепенение), сумерки сознания (внешнее проявление — неуправляемая агрессия). Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами «аварийного выхода» из таких ситуаций, где данный человек неспособен найти разумное решение.
Ажитация — на уровне физиологических ощущений — это учащение сердцебиения, поверхностное дыхание, бледность кожи, дрожание рук, слабость в ногах, сосание в животе, ком в горле, звон в ушах. Психологически ажитация выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. В двигательном плане реакция ажитации обусловливает совершение испуганным человеком простейших автоматизированных действий защитного характера. Например, он закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, отшатывается от источника опасности, делает шаги в сторону либо назад и т.д. При более сильном переживании страха может наступать состояние ступора. Оно проявляется в том, что человек сжимается в комок и застывает на месте, либо становится крайне медлительным и неловким.
Это связано с тем, что страх влечет за собой уменьшение произвольной иннервации мускулатуры, а также сужение кровеносных сосудов. Иными словами, мышцы судорожно сжимаются, их кровоснабжение резко ухудшается, координация движений значительно нарушается. Если переживание страха продолжает усиливаться, то наступает сумеречное состояние сознания. Внутренне оно выражается в провалах памяти (человек не помнит того, что он только что делал), алогичности мышления, эмоциональном перевозбуждении. Внешнее проявление сумерок сознания — это своего рода приступ безумия, непоследовательные и даже бессмысленные агрессивные действия в отношении источника страха.
Часто говорят, что «страх придает силы». При этом обычно путают страх с гневом (яростью). Гнев действительно увеличивает произвольную иннервацию мышц, способствует расширению кровеносных сосудов, повышает мышечную работоспособность, хотя и ухудшает координированность движений. А действия в сумерочном состоянии лишены физической мощи. Итак, страх ослабляет, парализует либо вызывает «отчаяние обреченных», от которого, за редким исключением, нет никакого толка. Ярость же неотделима от желания отомстить, согнуть в бараний рог, растерзать.
При этом человек тоже плохо помнит, что делал, легко переходит грань допустимого, не замечает реальной опасности, действия его хаотичны и неадекватны действиям противника. Именно поэтому в учебниках психологии можно прочесть, что «аффекты препятствуют целесообразной организации поведения». *** В современной психологии утвердилась концепция, согласно которой бесконечное разнообразие эмоциональной жизни человека обусловлено взаимодействием всего лишь нескольких базисных эмоций.
Каждая из них имеет свою валентность. В соответствии со знаками этой валентности выделяют четыре пары противоположных друг другу базисных эмоций: удовольствие — отвращение, радость — горе, торжество — гнев, уверенность — страх. Шкала эмоций является нелинейной, а круговой. Схематически она выглядит следующим образом: Эта схема наглядно подтверждает правомерность традиционного деления всех эмоций на положительные (стенические) и отрицательные (астенические).
К первым относятся те, которые способствуют душевному подъему, дают человеку энергию, усиливают волевую активность. Вторая группа эмоций ослабляет волю, снижает активность, предрасполагает к пассивно-оборонительным действиям, ухудшает организацию поведения. Следовательно, у психологически подготовленного бойца положительные эмоции должны всегда преобладать над отрицательными. Согласно той же концепции, эмоциональные состояния подразделяются на кратковременные и длительные.
Первые представляют собой прямые реакции на конкретные ситуации. Вторые (их нередко называют чувствами) определяются не только непосредственно переживаемым моментом, но также прошлым и будущим человеческой жизни. Например, чувство страха, отравляющее кому-то повседневное существование, может быть связано с пережитой в прошлом опасностью или определяться мыслями о предстоящей смерти. Для психологической подготовки бойца существенно то, что и ситуативная эмоция страха, и страх как особенность личности имеют одну и ту же основу. Эта основа есть ощущение угрозы гибели, прекращения существования.
Поэтому все на свете, что прямо либо косвенно ведет к смерти (хотя бы только в воображении данного человека), является причиной для возникновения у него эмоции страха. Необходимо также отметить, что человек, у которого преобладают астенические эмоции в структуре личности, испытывает страх чаще и сильнее, чем индивид с доминированием положительных эмоциональных состояний. У подготовленного бойца любая угроза, любая опасность, любая агрессия должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции.
Чтобы такое стало возможным, необходимо решить в процессе подготовки две основные задачи:
1). Устранить из психики страх как таковой;
2). Научить сражаться в бою без участия сознания, на «автопилоте». Тогда в любой ситуации, даже перед лицом реальной гибели, он сможет действовать свободно, без лишнего напряжения, наиболее эффективным при его возможностях способом.
Если говорить кратко, то первая задача решается путем программирования личности (включая самопрограммирование); вторая — посредством самосозерцания (медитации). Рассмотрим оба пути подробнее. Чтобы навсегда избавиться от страха смерти, человеку прежде всего необходимо изменить свою личную шкалу ценностей. Ведь если самой большой драгоценностью считать собственную жизнь, то приступы страха в ситуациях, угрожающих ей, будут практически неизбежными. Иными словами, требуется, чтобы какая-то идея восторжествовала над животным инстинктом самосохранения. Люди поняли это давно.
Далеко не случайно у японских самураев существовал подлинный культ смерти. Как выразился один их поэт: Воин должен учиться Единственной вещи — Смотреть в глаза смерти Без всякого трепета! Извечные враги самураев — ниндзя — практиковали приемы психологического тренинга, направленные на осознание и переживание своей будущей смерти. Именно с осознанием и переживанием ужаса ухода из жизни связаны ритуальные посвящения в тайных сектах и организациях разных стран и времен.
Прочувствовать смерть, постичь ее тайну надо для того, чтобы перестать ее бояться. Не делать вид перед другими людьми, что изгнал из себя страх, а в самом деле устранить навсегда эту эмоцию из своей психики. Перестав угнетать человеческое сознание, мысль о смерти дает возможность особенно остро чувствовать радость бытия, позволяет утонченно наслаждаться каждым его мигом.
Пребывая в гармонии с естественным ходом событий и с самим собой, человек обретает тогда способность безмятежно «жить, когда правомерно жить, и бестрепетно умереть, когда требуется умереть». Не бояться смерти позволяют разные идеи. Для самураев главную роль играли понятия чести рода и личного долга перед господином. У современных европейцев определяющими являются иные понятия.
Например, самоуважение, долг перед семьей, служение политической организации и т. д. В суете и заботах повседневного бытия мы почти никогда не задумываемся о том, насколько важно человеку уважать самого себя. Меня в свое время — лет тридцать назад — глубоко поразил один случай, открывший глаза на значимость данной проблемы. Недалеко от моего дома жил парень, по кличке Аркан.
Он успел уже провести года три за решеткой, весь был в наколках, с окружающими изъяснялся исключительно матерным языком, трезвым бывал редка, а чуть что — пускал в ход кулаки. Короче, все считали его очень «крутым"- и старались не связываться. При всем притом он производил впечатление весьма тупого, грубого и бесчувственного субъекта, которого, казалось, не может прошибить ничто на свете. Но вот однажды его подловили парни из другой шайки, с которыми он где-то что-то не поделил.
Крепко его избив, порезав лицо и грудь ножом, они предложили ему выбирать: либо он съест при всех кусок собачьего дерьма, либо его убьют. Аркан сильно испугался и предпочел первый вариант, после чего был отпущен. И что же? Он стал так сильно страдать от пережитого унижения, что через две недели повесился ночью на воротах своего дома (мы все жили тогда в частном секторе). Я был потрясен: оказывается, даже для примитивного, интеллектуально ограниченного человека, неспособного к тонким чувствам, существуют феномены идеального плана, которые дороже жизни!
В этой связи еще один пример экстремальной ситуации, основанный на фактах, реально имевших место. Предположим, что вы прогуливаетесь со своей дочерью подросткового возраста где-нибудь в глухом углу лесопарка. Вдруг вас окружает шайка юных негодяев в количестве семи или восьми человек. Рожи у них гнусные, зато плечи широкие и ростом они вас превосходят, и массой тоже. Вдобавок, у каждого есть либо нож, либо кастет.
Короче, вам с ними не справиться, нечего даже надеяться на это. Они желают изнасиловать вашу дочь все по очереди, а вам говорят: «Не дергайся, если жить хочешь»-. И вы отчетливо понимаете, что они вовсе не шутят. Так что же, вы будете безучастно стоять и смотреть? Или вы броситесь в бой, фактически на верную смерть? В жизни бывало и так, и этак.
Однако насколько мне известно, ни один мужчина из тех, кто считал себя сильным, но допустил насилие над своей дочерью (или женой, или любимой), после пережитого потрясения сколько-нибудь нормально жить больше не смог. Одни спивались, другие садились на иглу, у третьих «ехала крыша» и так далее.
Не лучше ли было бы им сразу ввязаться в сражение, не размышляя о последствиях? Итак, сделаем вывод: существуют такие духовные ценности, которые в самом деле дороже жизни. Для верующего человека ими могут быть религиозные идеи; для людей, вовлеченных в политическую борьбу — идеи общественной справедливости, патриотизма, верности вождям и т.п.; для воинов — самоуважение и долг перед близкими людьми. Важно для наших рассуждений не конкретное содержание подобных ценностей, а отчетливое понимание того, что в душе каждого человека есть нечто святое.
Если он позволит другим растоптать свою собственную драгоценность, то никогда больше не сможет жить по-человечески. Поэтому лучше не позволять никому покушаться на нее, чего бы это ни стоило.
Лучше умереть, чем допустить надругательство! Смерть неизбежно приходит к любому человеку, только никто не знает заранее, когда ее надо ждать. Есть ли смысл бояться неизбежного? Стоит ли ради того, чтобы прожить немного дольше, позволять вытирать о себя ноги и, образно выражаясь, «жрать дерьмо»?
Честь, достоинство, гордость, самоуважение и уважение других людей — все это не пустые слова. Это такие вещи, жить без которых невыносимо тяжко. А потому ради их сохранения можно и нужно жертвовать своей жизнью! И, следовательно, надо всегда быть готовым к встрече со смертью, независимо от того, сколько успел прожить на свете и какие дела тебе еще надо сделать. Собственно говоря, именно так всегда рассуждали настоящие воины как на Востоке, так и на Западе: самураи, рыцари, ниндзя, викинги, хвараны, казаки и многие, многие другие. Но это рассуждения на уровне философии. В плане психологической техники сказанное здесь означает следующее.
Человек усваивает в процессе жизни различные нормы и ценности (плохо - хорошо, красиво — безобразно, справедливо —несправедливо, достойно — унизительно и т.д.). Это и есть программирование, задающее общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей любого человека.
Понятно, что главную роль в программировании играет среда: родители и соседи, учителя и воспитатели, друзья и знакомые, сослуживцы и случайные спутники. А еще книги и журналы, фильмы и телевидение, слухи и мода. Короче говоря, нас стихийно программирует тот гигантский поток информации, который проходит сквозь психику в течение жизни, особенно в детстве и юности. Когда я говорю о самопрограммировании, то имею в виду попытки упорядочить этот процесс, сделать его болееили менее целенаправленным, последовательным, систематичным. Вот зачем требуется какая-нибудь доктрина (политическая, религиозная, моральная, все равно какая). Она дает человеку опору в его размышлениях, позволяет оценивать и выбирать, указывает путь, освещает этот путь высшим смыслом. В рамках обсуждаемой нами проблемы крайне важно, чтобы такая доктрина допускала и оправдывала самопожертвование во имя принятых данным человеком ценностей и норм. Для того, что человек не только «знал», что смерти бояться нельзя, что есть вещи, которые дороже жизни, но и сделал эту идею частью самого себя, необходимо перевести ее из сферы сознания в бессознательную сферу психики.
С этой целью надо составить перечень («пакет") конкретных «команд» для нашего биокомпьютера. Такие команды должны быть короткими, ясными, выраженными в форме положительных утверждений (без частицы «не», без слов «нет», «никогда», «нельзя»). Например, они могут выглядеть следующим образом: Я всегда готов к бою! Любого противника встречаю с радостью! В бою действую уверенно и спокойно! Я наслаждаюсь процессом боя! Я преодолею любую опасность! Иными словами, «пакет команд» представляет своеобразный «кодекс мужества». (Как тут не вспомнить «кодексы чести» традиционных восточных школ!)
Требуется не просто выучить его наизусть, а именно ввести в бессознательную сферу психики. Отмечен очень интересный феномен: при правильном вводе программы (пять, максимум десять команд) она начинает работать независимо от сознания . То есть, заданное программой поведение реализуется в экстремальной ситуации как бы само собой, без видимого вмешательства воли и без насилия над личностью. (Что же касается техники самопрограммирования, то подробное описание ее заняло бы слишком много места.
У нас здесь не учебник психологии. Те, кому это интересно, должны овладеть приемами аутотренинга первой и второй ступени, самогипнозом и медитацией. Литературы поданным вопросам издано уже немало).
Отмечу, что самопрограммирование нельзя путать с одержимостью какими-то идеями. Один из наставников дзэн-буддизма высказался по этому поводу следующим образом: «Навязчивые идеи, от которых должен избавляться боец, суть следующие. Желание во что бы то ни стало победить; желание запугать противника; желание использовать его ошибки; желание поймать на свой любимый прием; желание применить всю освоенную технику. Если любая из этих идей овладевает бойцом, то он становится ее рабом, лишенным свободы и естественности в своих действиях. Поединок требует полной безмятежности духа»... Вообще говоря, устранить страх можно двумя путями. Первый, о котором уже сказано выше, это подавление животного инстинкта самосохранения логикой разума. Второй путь — устранение страха за счет отключения сознания и перехода к действиям на «автопилоте». В этом случае бессознательная сфера психики, натренированная соответствующим образом, в упор «не видит» угрозы гибели, и потому «не боится». В идеале, оба этих пути должны соединяться в одно целое. Тогда человек даже в самой отчаянной ситуации действует свободно, легко, уверенно.
Более того, у него проявляются такие возможности, о которых в обычной, повседневной жизни он может только мечтать. Однако сверхвозможности, позволяющие «рассекать скалы», не выходят на сцену просто по желанию. Нужна длительная, упорная, достаточно тяжелая подготовка (вспомним, сколько времени понадобилось Ояме на то, чтобы научиться разбивать булыжники ударом кулака). В связи со сказанным приведу простую, но очень важную схему психотренинга: Смысл этой схемы в том, что она показывает, как можно научиться из обычного человека внутренне превращаться в нечто иное: в зверя, в робота, в сверхчеловека, в «ангела смерти» — в кого угодно. «Освоить» некий образ, «вживаясь» в который вы станете сражаться на «автопилоте» , без всякого страха, можно как путем самопрограммирования, так и путем медитации. Сначала такое перевоплощение будет занимать много времени, но по мере достижения все более высокого уровня тренированности, этап «вхождения» постепенно сократится с нескольких часов до считанных секунд. В рамках своей системы я предпочитаю образ робота, «боевой машины».
Сосредоточившись на противнике, человек-робот сражается, не ведая страха, боли, сомнений. Адля того, чтобы его "работа" была высокоэффективной, необходимо использовать в своем тренинге и самопрограммирование, и медитацию. *** Но зачем «отключать» сознание?
Чтобы лучше разобраться в обсуждаемой проблеме, посмотрим на нее с другой стороны, в плоскости мышления. Необразованные люди обычно путают мышление с сознанием (восприятием самих себя в качестве существ, отделенных от окружающего мира), смешивают мышление и интеллект (который есть всего лишь структура умственных способностей).
Мышление, в отличие от сознания, есть и у животных, и у дебилов. Весь вопрос в том, какое оно? Итак, мышление — это процесс переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестетические ощущения, обоняние), а также изнутри организма. В результате переработки наш биокомпьютер (центральная нервная система) «выдает» команды в виде импульсов, «бегущих» по нервной сети и управляющих всеми нашими движениями, действиями, поступками. Выделяют 3 вида мышления:
• Наглядно-действенное, основанное на интенсивном и разнообразном манипулировании собственным телом, а также предметами окружающего пространства;
• Наглядно-образное, основанное на эмоционально- чувственном восприятии предметов и явлений «вне» и «внутри» организма;
• Абстрактно-логическое, понятийное, знаковое мышление, основанное на отображении причинно-следственных связей, тесно связанное с памятью о прошлом, предвидением будущего и осознанием самого себя. Легко понять, что наглядно-действенное и наглядно-образное мышление составляют животную стадию развития человеческой психики. Но в то же время именно эти два вида мышления наиболее существенны для рукопашного боя. Абстрактно-логическая его разновидность в бою скорее помеха. В этой связи рассмотрим вопрос о функциональной ассиметрии головного мозга человека. Установлено, что психические функции распределены между левым и правым полушариями. Функцией левого является оперирование словесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Функцией правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и т.д.
При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его используют (перерабатывают). Левое полушарие «заведует» абстрактно-логическими способами переработки, правое — наглядно-образными и наглядно-действенными. Левое работает прерывисто (дискретно) и последовательно (поэтапно). Правое перерабаты вает информацию одновременно (симультанно) и синтетически, мгновенно «схватывая» многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности.
Для понимания возможностей целенаправленного тренинга (в том числе психотренинга) необходимо знать, что функциональная ассиметрия заложена в человеке только как предпосылка, а окончательно формируется и корректируется конкретными условиями жизни, обучения, воспитания. Из всего сказанного о видах мышления и функциональной ассиметрии головного мозга следует ясный вывод: для успешного ведения рукопашного боя человеку надо активизировать (усилить) функции правого полушария и ослабить, «притормозить» деятельность левого. Еще раз напомню: правое полушарие отвечает за положение тела в пространстве и ориентацию в нем, за координированность и скорость движений.
Переживание любой ситуации в развертке ее пространственно-временных характеристик тоже осуществляется правым полушарием, работа которого позволяет человеку ощущать себя «здесь» и «сейчас», в конкретной данности происходящего в текущий момент времени. Поэтому усиление активности правого полушария, его доминирование над левым, как бы раздвигает рамки ощущения времени, «продлевает мгновение». Внешне это выражается в ускорении ответных реакций тела. Дело в том, что на абстрактно-логическом (словесном) уровне мышление успевает переработать не более 100 единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях — до десяти миллиардов единиц! Благодаря этому, «ум тела», освобожденный от «цепей разума», практически мгновенно запускает нужную двигательную реакцию. Вот почему мастер действительно отражает нападение и контратакует раньше, чем сам успевает подумать об этом.
Однако выбор тех или иных движений (связок приемов) наш биокомпьютер может осуществлять лишь из числа тех, которые «закодированы» в психике. Чтобы «загнать» их туда, требуется многократное повторение (не менее 10 тысяч раз на каждый прием) и длительное упражнение, то есть отработка в похожих, но все же различающихся деталями ситуациях. Иными словами, автоматизм действий в бою требует предварительной наработки определенных «клише» (матриц) движений. Такие клише тренированный человек может «выдавать» практически мгновенно после общего опознания характера ситуации. Установлено, что на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь 60 миллисекунд, тогда как ее поэлементный анализ (работа левогополушария) занимает 320 миллисекунд.
Но если, например, два удара идут один за другим с интервалом меньше этой величины, то человек физически не способен адекватно прореагировать на второй из них. Поэтому, всякий раз, когда он пытается понять ситуацию в деталях, опоздание с ответом неизбежно. И наоборот, воспринимая ситуацию в целом (не думая), на основе ранее отработанных и «закодированных» в подсознании схем (клише, матриц), боец успевает выдать ответную реакцию в кратчайший промежуток времени. Это и есть беспонятийное, автоматическое, интуитивное мышление мастера рукопашного боя. И еще. Доминирование правого полушария снижает чувствительность к боли, ослабляет критичность в оценке окружающей действительности.
Соответственно, снижается выраженность реакций на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения ею. Если подобное состояние накладывается на безразличное отношение к смерти, на готовность сражаться до конца (что должно обеспечиваться самопрограммированием), то рождается удивительное бесстрашие.
Человек перестает тогда обращать внимание на что бы то ни было, кроме того, что имеет прямое, самое непосредственное отношение к действиям противника. Зато все, что идет от врага, даже самые слабые сигналы (выражение глаз, мимика, микродвижения конечностей и тела, интонации голоса), воспринимается необыкновенно остро. Теперь скажу несколько слов о проявлении сверхвозможностей человеческого организма, поскольку подоплека здесь та же, что и изложенная на предыдущих страницах.
Например, известный до революции цирковой атлет Иван Заикин гнул руками лежащий у него на плечах железнодорожный рельс. Другой знаменитый атлет, Александр Засс («Русский Самсон») разрывал руками цепь, выдерживавшую перед этим груз в 900 кг! Еще один атлет, Петр Крылов, на каждом выступлении спокойно дробил кулаками десятки булыжников, которые приносили с собой зрители. За счет чего возможны подобные действия, если с точки зрения биомеханики тело, даже тренированное, просто не может развивать необходимое усилие? Но ведь развивает!
Ответ скрывается не в механике, а в психологии. Вспомним знаменитые испытания, предусмотренные судебным кодексом средневековья («Русская правда» Ярослава Мудрого): пройти босиком по раскаленным железным ступеням, взять в руку раскаленный железный крест, достать голой рукой камень из котла с кипящей водой... Считалось: если ты невиновен, ничего с тобой не случится. А вот у того, кто лжет, будет страшный ожог... Погрузим человека в гипнотическое состояние и приложим ему к руке раскаленный паяльник, предварительно сказав ему, что это -простая деревянная палочка. Никаких последствий! И наоборот: приложим ему обычную почтовую марку, но внушим, что прикладываем раскаленный кусочек металла. В результате мгновенно возникнет волдырь и начнет слезать кожа!
Вот какие поразительные результаты дает слияние разума и бессознательной сферы в убеждении, лишенном всяких критических (оценочных) ограничений: "Я прав, поэтому не горю. Я знаю, что тот, кто прав, гореть не будет. Нет никаких сомнений, потому что на моей стороне Бог!» Вот что значит вера! Описываемые феномены образно можно иллюстрировать так: мы всю жизнь разъезжаем на обыкновенном «жигуленке», не подозревая, что в багажнике у нас вмонтирован мотор гоночного «порше». И даже если нам об этом сообщают, мы все равно понятия не имеем о том, как этот сверхсильный двигатель запускать в работу по своему желанию. Итак, главная трудность заключается в том, каким образом сверх возможности человека из потенциальных превращать в реальные, к тому же хорошо управляемые.
Суть проблемы в том, что эти возможности «держат в цепях» тормозные рефлексы и охранительные инстинкты, работающие в автоматическом режиме, не подчиняясь воле. Все теории «работы с внутренней энергией» по существу описывают всего-навсего различные способы нейтрализации такого рода защитных механизмов через достижение измененных состояний сознания (путем самогипноза, медитации, самопрограммирования).
Ныне уже покойный профессор К. К. Платонов, являвшийся сильным гипнотизером (таковыми были, кстати, и его отец, и его дед), неоднократно проделывал весьма поучительный эксперимент.
В ходе опыта люди, погруженные в гипнотическое состояние, поднимали груз. Как только специальные приборы фиксировали у них снижение работоспособности из-за мышечной усталости, Платонов сообщал им, что груз облегчен ровно в 2 раза. Мгновенно работоспособность восстанавливалась до исходного уровня. Когда после нескольких поднятий снова фиксировалось утомление, им снова внушали, что груз облегчен еще в 2 раза. Когда и это внушение переставало действовать, силы снова восстанавливались сообщением об уменьшении груза в 4 раза, а потом — информацией о снижении веса в 10 раз! Наконец, испытуемым внушали, что груз стал легче в 20 раз! И опять работоспособность восстанавливалась до той, что была в самом начале!
Менее известны гипнотические эксперименты врача В Л. Райкова, которые были столь фантастическими, что советской прессе, даже научной, по существу было запрещено детально о них сообщать. Разумеется, в своем рассказе о психологической подготовке бойца я по необходимости был краток и многое упростил. Но общие принципы такой подготовки, ее главные направления и методы указал. Остальное должны делать вы сами, изучая специальную литературу, консультируясь с более опытными людьми, а главное —регулярно тренируя свою психику. Слишком много есть таких, которые всю жизнь собираются что-то начать, но так и ограничиваются разговорами об этом.
Потому и возникла пословица: «последний в спорте лучше первого около спорта!» Еще несколько замечаний по методам. Медитацию следует практиковать трех типов: сидячую, столбовую и в движении (все три были описаны в «Кэмпо» за 93-й год). Другой метод — так называемый «медленный бой с тенью»
Имеется в виду работа с воображаемым противником, где важна не скорость движений, а ощущение реальности присутствия врага. К нему близок медленный спарринг с партнером (партнерами) в мягкое касание. Соревновательные поединки с самыми разными противниками и по самым разным правилам — тоже элемент психологической подготовки, если только для вас важны не баллы и не призовые места, а собственное психическое состояние (работа на автопилоте).
Впрочем, соревнования проводятся достаточно редко, поэтому кроме медленного спарринга на тренировках нужен еще и быстрый, в полный контакт.
Конечно, требуется ежедневный аутотренинг. Не помешают и специальные упражнения, направленные на развитие смелости.
Instagram: @alexandr__zubarev