Не знаю как Вас, а меня с детских лет мучает вопрос: «Гений я или нет?». Признаюсь честно, ответ на этот вопрос интересен мне и сейчас. Очень мне хочется быть Гением. В какой области? Да в разных областях. Хочется гениально писать – и художественное, и публицистику. Хочется ученным быть гениальным в социальной области. Хочется быть гениальным режиссером театра и кино. Хочется быть гениальным оратором. Много чего мне хочется, но вот вопрос: «Стану ли?» покоя не дает. А чтобы успокоиться и уверенно знать, считать, чувствовать, что да, мол, стану непременно, нужен ответ на вопрос: «Как стать Гением?». Простенький такой вопрос, и я намерен на него в нашем разговоре ответить. Интересно? Тогда приступаем.
Сразу оговорюсь, что ответ на мой вопрос подсказал мне Лев Гумилев, труды которого я изучаю в рамках освоения курса «Культурная антропология и социология». Хотя труды Льва Гумилева не затрагивают тему «гениальность и творчество», о чем мы будем размышлять, но принципы пассионарности, блестяще описанные в книгах «Конец и вновь начало», «Этногенез и биосфера Земли» и других, позволяет нам применить ее к интересующему нас вопросу, что мы и сделаем незамедлительно.
Какой он, Гений? Это одаренность?
Выражение «От гения до помешательства один шаг» придумали, скорее всего, простые люди. А подсказали им этот тезис факты, наподобие следующих:
В.А.Друянов. Рыцарь факта. Книга об академике Обручеве.
В 1929 году Обручев был избран действительным членом Академии наук и возглавил Ленинградский палеонтологический институт. "Очевидцы свидетельствуют, что в Ленинграде Обручев установил для себя жесткий распорядок дня, который он выдерживал годами. Приезжал в институт намного раньше, чем начиналась работа. Входя в кабинет, зажигал настольную лампу, закуривал трубку и начинал писать. До часа дня в кабинете царила тишина. Посетители к нему не допускались, телефон был выставлен в канцелярию. Ровно в час академик извлекал из портфеля завтрак, электрическим кипятильником нагревал маленький чайник и пил чай из толстой фаянсовой кружки. 15-20 минут уходило на обед, после чего начинается прием... Он с явной неохотой, иногда со вздохом, клал ручку на край чернильницы, поворачивался, не меняя позы, вместе с верхней частью кресла к посетителю, выслушивал, кто бы это ни был, с одинаковым вниманием. Отвечал очень коротко и воздерживался от вопросов, видимо, стремясь свести к минимуму трату времени на разговор... Приближался 70-летний рубеж. Обручев всю жизнь работал так, как будто делал это в последний раз. Теперь же ему бесконечно дорог стал каждый день, нет - каждый час. Он не знал, сколько ему отведено судьбой, что впереди еще четверть века. Фанатически работать - это был его способ жить."
Б.Г.Кузнецов. Встречи. Из воспоминаний о встречах с Вернадским.
"Однажды В.Л.Комаров, зная о моих частых встречах с Владимиром Ивановичем, попросил передать ему одну просьбу. Речь шла о просьбе занять какой-то дополнительный пост в Академии наук. "Вы знаете, - ответил мне Вернадский, я предпочитаю отказаться ввиду страха смерти. Но не в обычном смысле, а в смысле боязни не успеть в течение оставшейся жизни сделать то, что уже задумано". "А в каком возрасте должна появиться такая боязнь?" - спросил я. "Чем раньше, тем лучше, хорошо бы до 30 лет, но главное - сохранить ее до смерти."
Митчел Уилсон. Американские изобретатели об Эдисоне.
"Вот что говорил Эдисон о своей работе: "Единственное мое стремление - работать, не думая о расходах... Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!"
Цитата из книги «Бороться и искать», авторы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин.
Деяния Александра Македонского, Наполеона, Люция Корнелия Суллы, Жанны д’Арк и протопопа Аввакума (о них ниже) - примеры одного ряда. Казалось бы, примеры выше никак не связаны друг с другом, по крайней мере трудно вот так, сразу, найти то общее, что их объединяет, но, это общее есть – способность прилагать сверх-усилия в течение длительного времени для достижения поставленной им цели.
Гениальность деятеля проявляется в его способности совершать сверх-усилия при движении к цели, что может выражаться как в размышлениях о предмете, который доселе не существовал в мире мыслей, как это сделал Лев Гумилев, так и проявить себя в общественной сфере, например, «повести народ за собой», как это сделал Ленин.
Для общего понимания давайте условимся считать Гением такого человека, который способен в течение длительного времени прикладывать сверх-усилия для достижения избранной им цели. Что это за цель, хороша она или плоха с позиций того общества, в котором он живет – нас не интересует. Для нас главном является то, что Гений достигает того, о чем другие не то чтобы помыслить боятся, а даже и не задумываются. Почему? Цели и желания Гения отличаются от целей и желаний простых людей, как вода отличается от воздуха, а день от ночи. Они полярно разные. Если Гений сконцентрирован на своей цели и может ради нее отказываться от приятных всем удовольствий и развлечений, то для простого человека это не то чтобы непонятно, а даже и ненормально.
А назовем мы Гения «пассионарием» (от латинского “passio” – страсть), то есть, человеком, одержимым страстью к своей цели и способным прикладывать сверх-усилия для достижения ее столько, сколько не могут сделать обычные люди – не пассионарии.
Способность прилагать сверх-усилия – это главная черта Гения - пассионария. Без этого гений – не гений, то есть не пассионарий. Мало озадачить себя сверх-целью, то есть такой целью, которая никогда не была достигнута до тебя, так надо ее еще и достичь, чтобы Гением быть. Если бы Сальвадор Дали не писал бы свои картины днями на пролет, а только придумывал бы их, Гением бы он не был. Верно?
Поэтому, исходя из интересующего нас вопроса «Как стать Гением?», нам нужно понять, разобраться, в чем секрет главной черты гениальности – способности к сверх-усилиям.
Энергия действий - природа гениальности.
Чтобы действовать – нужна энергия. Эта фраза особо понятна людям, для которых лечь проще, чем встать. У них не хватает энергии для активной, деятельной жизни. И эта нехватка вынуждает их жить экономно, то есть малодейственно. Вам наверняка известна мысль «Лень – это экономия энергии», так вот эта сентенция верна. Именно нехватка энергии заставляет ее экономить. Это логично, не так ли? И тут же, рядом, есть люди, которым действовать проще, чем лениться. Они физически неспособны стоять на месте. Их просто распирает энергия. Этакие живчики.
Даже в кратком абзаце выше мы уже несколько раз повторили слово «энергия», но о чем мы говорим? Что имеем ввиду? Есть ли объяснение тому, что же за энергия двигает нас, людей? Есть. Великий ученный ХХ века В.И.Вернардский, читая в 1908 году заметку во французской газете о перелете саранчи из Африки в Аравию, обратил внимание на то, что масса насекомых была больше, чем запасы всех месторождений цинка, меди и олова на всей Земле! Он был гений, и поэтому задумался о том, какова энергия, которая подняла этих насекомых и бросила их из цветущих долин Эфиопии в Аравийскую пустыню, на верную смерть.
Дальнейший ход его исследований можно опустить, для нас важен вывод. Во всех живых организмах находится биохимическая энергия живого вещества биосферы, совсем не мистическая энергия, а обыкновенная, аналогичная электромагнитной, тепловой, гравитационной и механической; в последней форме она и проявилась.
Большей частью биохимическая энергия живого вещества находится в гомеостазе – неустойчивом равновесии, но и тогда наблюдаются ее резкие подъемы и спады. Тогда саранча летит навстречу гибели, муравьи ползут, уничтожая все на своем пути, и тоже гибнут; крысы-пасюки из глубин Азии достигают берегов Атлантического океана и несут с собой легионы чумных бактерий; лемминги толпами бросаются в волны Полярного моря, газели – в пустыню Калахари; а люди… Но об этом-то и пойдет речь далее.
Сила, которая подняла в воздух стаю весом в миллионы тон, кроется не в отдельных особях саранчи, а в их общем скоплении. Это биохимическая энергия живого вещества биосферы, которая находится в телах всех живых существ на Земле, начиная с человека и заканчивая мельчайшими бактериями и вирусами. Биохимическая энергия пронизывает все живое, а все живое, в свою очередь, создает эту энергию одним своим присутствием.
Энергия и часть ее – живое существо – связаны друг с другом тем, что без одного нет другого. Нет живых существ – нет энергии. Нет энергии – нет живых существ. Почему так? Потому что жизнь, жизнь любого существа на планете Земля – это действия, а для действий, как мы знаем, нужна энергия и энергию мы черпаем из поля биохимической энергии, которую сами же и создаем в сообществе с другими живыми существами.
Немного мистики.
Тут у меня возникает желание оставить научное мировоззрение, чтобы перейти на «мистические рельсы» и поговорить о том, что биосфера Земли состоит из множества существ, главный признак которых - разум. Разум – это способность к обучению, и присуща она не только человеку, а даже амебе, которая после встречи со средой, не подходящей для жизни в следующий раз ее избегает, то есть ее программа поведения меняется, что обозначает обучение..
Человек же отличается от всех остальных существ способностью осознавать, что он и кто он. Если биосфера состоит из разумных существ, то можно предположить, что она разумна и, более того этот разум превосходит разум человека, так как биосфера – это сочетание людей и всех остальных существ, то есть система, а человек и все остальные существа – подсистема. Сложение частей дает эффект, которым не обладает каждая составляющая ее часть. То есть биосфера может быть сферх-разумна.
И можно пойти в рассуждениях дальше и предположить, что этот сверх-разум проявляет себя в деяниях через людей, которые способны преобразовывать среду, в которой они обитают, на что неспособны все остальные живые существа.
Это предположение ведет нас к следующему: возможно, биосфера создала человека для реализации каких-то своих замыслов, например, распространения жизни не только на земле, а и в космосе, что мы видим сейчас, когда ученные уже разрабатывают способы обустройства атмосферы Марса для жизни.
Но мы оставим эту мистическую стезю, а встанем на «рельсы» научного мировоззрения. Уверен, заинтересованный читатель сам домыслит все то, что вытекает из кратких мыслей этой небольшой главы. А мистическую составляющую нашего разговора мы разовьем в статье «Границы Вашей обитаемой Вселенной».
Гениальность - обратная сторона - бомж.
Итак, источник энергии действий для человека нам ясен – биохимическая энергия биосферы, но пока еще нет ответа на вопрос: «Почему те или иные люди активны или пассивны?», а в общем контексте нашего разговора пока еще нет ответа на вопрос: «Как стать Гением?». Ко второму вопросу мы перейдем чуть позже, а пока давайте разберемся с тем, почему гении прикладывают сверх-усилия для достижения цели. Понятно, что энергии у них через край, но что их толкает действовать?
Как мы уже выяснили выше, каждый человек вбирает энергию из биосферы и выдает ее в виде физических действий, и путем логики можно предположить, что существуют три варианта:
1. Энергии вбирается меньше, чем нужно.
2. Энергии вбирает столько, сколько нужно.
3. Энергии вбирается больше, чем нужно.
Нужно на что? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала требуется понять, какие движущие силы есть в человеке. Что заставляет его действовать в тех или иных обстоятельствах. Ведь любое действие имеет под собой тот или иной мотив.
Например, простейшее действие – отдернуть руку от горячей плиты. Оно совершается инстинктивно. Попытка удержаться, поскользнувшись на неубранном тротуаре, – такое же инстинктивное действие. Уклонится от удара – то же. Эти действия инстинктивны, а мотив их – сохранение жизни или обеспечение физической безопасности.
Инстинкт – это врожденная или приобретенная программа поведения, которая действует вне разума, на неосознаваемом уровне. Эта программа (программы) инициирует заученные или запечатленные в нервной системе человека действия в ответ на определенные ситуации. Например, отдергивание руки от горячего чайника – это инстинкт. Желание размножиться с подходящей самкой также следствие инстинкта, а мотив – сохранение и увеличение численности популяции. Это желание приходит независимо от разума человека. Само собой.
Главная функция инстинктов – обеспечение выживания человеческой особи (есть, пить, спать, убеждать или напасть на угрозу) и выживание популяции (размножение). Главная особенность инстинктов – почти моментальная, не осознаваемая разумом реакция на раздражитель и мгновенные действия для достижения определенной цели. Другими словами, инстинкты - это очень быстро и неосознанно.
А теперь посмотрим, что было бы, если бы человек жил, повинуясь одним инстинктам. Например, чтобы иметь возможность удовлетворить инстинкт размножения, нужно сначала соблазнить женщину, и только затем овладеть ей. Кратчайший путь – овладеть сразу, без соблазнения, что есть изнасилование, что есть асоциальный акт, но инстинкты получили свое и так быстро, как хотели.
Чтобы заработать денег для пропитания, нужно сначала учиться, затем устроиться на работу и ходить туда каждый день, другой вариант - заниматься своим делом. Все это требует длительного приложения усилий, на что нужна энергия. Кратчайший путь получить средства для существования – украсть или забрать их.
Я не открываю Америки, а лишь напоминаю, что человек стал человеком тогда, когда научился обуздывать свои инстинкты. Но что значит обуздать инстинкт? Видели когда-нибудь, как несется лошадь, испуганная чем-то? Что называется «понесла»? Это комок мускулов, которые забыли о том, что они представляют собой одомашненную лошадь. Она просто убегает в никуда. Чтобы ее остановить, схватив под уздцы, требуется недюжинная сила.
Если сравнить лошадь с инстинктами, то чтобы обуздать инстинкт быстро размножится с подходящей самкой, требуется приложить еще большую силу и удержать «себя в руках». А на это нужна энергия, и энергии должно быть столько, чтобы сила, ей вырабатываемая, была сильнее инстинктов. А что произойдет, если энергии не хватает? Человека «понесет». Его понесут инстинкты. В итоге мы имеем асоциальную личность, то есть человека, у которого энергии не хватает на то, чтобы обуздать инстинкты, и он ведом ими.
Примеры – бродяги, описанные Горьким, жители «городского дна» (бомжи и т.д.), жители Андаманских островов, которым лень наловить рыбы или нарвать в лесу плодов для любимых детей. Они лежат на берегу океана в ожидании парохода, а потом просят у приезжих туристов табаку, курят и… счастливы (цитата Л.Гумилев. Этносфера. Стр.33).
Однако примеры выше трудно применить к нам, обычным людям, и возникает желание сказать, что я, мол, не такой. Посмотрим…. В чем в обыденной жизни проявляется недостаток энергии? В беспорядке дома, на рабочем месте, в личной сумочке. В трудности начать новое дело, например, «учить английский с завтрашнего дня». В нежелании заниматься спортом. Таких людей нельзя отнести к субпассионариям, но отсутствие энергии у таких людей налицо. Ее хватает на то, чтобы обуздать инстинкты, но не хватает на то, чтобы жить, а не выживать. Что я имею в виду? Жизнь – это когда положение вещей постоянно улучшается. Выживание – когда человек скатывается « в яму», а затем выбирается из нее, и скатывается обратно. У него хватаете энергии на то, чтобы начать действовать, но затем она заканчивается, и он останавливается, а остановка обеспечивает движение назад.
Итак, ответ на вопрос «Зачем нужна вбираемая энергия?» таков: в первую очередь для того, чтобы обуздать инстинкты, а это дает возможность жить в обществе. Еще часть энергии тратится на обеспечение жизнедеятельности, то есть на «заработать на поесть, попить…». Другими словами, расход энергии на подавление инстинктов и на обеспечение жизнедеятельности примерно равен. Излишка нет. Назовем таких людей гармоничными.
Неожиданное заявление, да? Объясняю, гармония возникает тогда, когда у человека хватает энергии на сдерживание своих инстинктов и столько же энергии тратится на действия в обществе. Эти два вектора уравновешивают друг друга, и появляется гармония. Гармония именно в балансе внутренних сил – инстинкты и общественно-принятые действия, а не душевная гармония. В душе у них как раз-то все и негармонично, так как хочется много, а имеется малое, а на большее сил нет. А хочется. Но приходится мириться с тем, что большего не получишь. Почему не получишь? Для большего требуются усилия большие, чем они могут себе позволить. Не забывайте, у «гармоничных» людей сил хватает только на подавление инстинктов и на выживание. Не больше.
Так как общество в большей своей части состоит из «гармоничных» людей, оно «устроилось», получилось таким, что для жизни не требуется прилагать сверх-усилий. Достаточно устроится на работу, и деньги будут всегда. Немного. Не пошикуешь, но и с голоду не умрешь. Такое устройство общества обеспечивает людям, описанным выше, жизнь «без напряга».
А теперь обратимся к третьему варианту, когда энергии человеком вбирается больше, чем требуется (Вы уже знаете, на что требуется), и у него образуется излишек энергии.
В этом месте мы вводим новый термин – пассионарность. И еще один – субпассионарность. И еще один закрепляем – «гармоничный человек».
Пассионарность – это свойство человека вбирать в себя энергии биосферы больше, чем нужно, и тогда ее избыток тратится на действия, которые не служат выживанию и адаптации в обществе. Избыток энергии тратится на достижение больших, гениальных целей. Именно этих людей мы назовем пассионариями, тех, кто способен вбирать энергии больше, чем нужно для обуздания инстинктов.
Слово «пассионарность» от греческого «passio» - страсть. В итоге – пассионарий – это человек, влекомый страстью (не путайте с сексуальным влечением). Страсть пассионария направлена на цель, которую он поставил перед собой.
Именно излишек энергии биосферы обеспечивает пассионария возможностью совершать сверх-усилия для достижения своей цели. А так как гения в нашем разговоре выше мы определили так же по этому критерию – способность к сверх-усилиям, то мы поставим знак равенства между пассионарностью и гениальностью и будем время от времени использовать то один, то другой термин.
А теперь, возвращаясь к нашему вопросу «Как стать Гением?», перефразируем его так: «Как вбирать энергии биосферы больше, чем нужно, чтобы излишек ее использовать для свершений?».
Причина сверх-деятельности. Талант сверх-усилий.
Вы когда-нибудь видели, как растапливают паровоз? Будучи проездом в глухом районе Китая, я это видел. После того, как затоплен огонь, сначала нагревается вода и все трубы, по которым она циркулирует. Затем появляется пар, но паровоз еще не может ехать. Силы пара хватает только на то, чтобы поддерживать давление в системе и не дать ему опустится. И только когда пара станет столько, чтобы он смог сдвинуть с места всю массу паровоза, можно ехать.
Пассионарий – это паровоз, у которого пара хватает на то, чтобы сдерживать инстинктов и на обеспечивать жизнедеятельность, а избыток энергии, и это самое важное, позволяет ехать далеко, долго и быстро.
Есть одна разница между паровозом и пассионарием. Нет, их больше, на самом деле:-). Если в паровозе пар напрямую влияет на скорость: больше пара - больше скорость, то у пассионария это происходит опосредованно, через неудовлетворенность, которая появляется при наличии избытка пара.
Вспомните себя, когда у Вас возникает сексуальное желание. Чего Вы хотите: получить удовлетворение или удовольствие? Удовольствие да, это приятно, но главный мотив –удовлетворение, то есть Вы стремитесь избавиться от неудовлетворенности. Верно?
Когда человека распирает лишняя энергия биосферы, а он не действует, у него нарастает неудовлетворенность, такая же, как у мужчины после долгого воздержания. Он не может сидеть на месте. Ему надо что-то делать чтобы… Зачем? Чтобы сбросить энергию и прийти к спокойному, гармоничному состоянию.
Главная причина, заставляющая пассионария (гения) делать то, что он делает, – это желание избавиться от избытка энергии, или другими словами - тяга к гармонии и покою. Хорошо видно это на примере детей, внезапно начинающих шумно носится вечером, тогда как взрослые уже готовы заснуть. Детей «подбрасывает» избыток энергии. Как только они его израсходуют, они успокоятся.
Суть деятельности пассионария-гения – стремление достичь гармонии, спокойного состояния. Все деяния его: открытия новых стран, картины, книги, завоевания – это следствие главного стремления – тяги к покою.
Однако, чем сильнее пассионарий стремится к гармонии, тем дальше он от нее уходит. Почему? Его организм так устроен, что он всегда вбирает в себя энергии больше, чем может потратить, поэтому «зуд в пятках» у него всегда. А усиление активности инициирует еще больший забор энергии, и зуд становится сильнее. То есть, чем больше Гений действует, тем сильнее ему хочется действовать, и тем дальше он от удовлетворения. Другими словами, гений всегда неудовлетворен, но, конечно, он не осознает, что его неудовлетворенность кроется в стремлении к покою, а находит для себя причины в совершенно других областях жизни.
Ведь процессы, о которых мы говорим, протекают вне сознания, но мы, люди, так устроены, что для любого чувства нам нужно обоснование, и мы его, конечно, находим. Например, если человек неуверен в себе и ему трудно общаться с людьми, велика вероятность, что он будет людей обвинять в том, что они плохо к нему относятся, вместо того, чтобы обратить внимание на себя.
Примерно похожие процессы протекают в подсознании пассионария. Распирающая его энергия и нарастающее неудовлетворение заставляют его искать причины, которые могли бы объяснить неудовлетворенность, и они находятся. Ленин, например, счел общество, в котором он жил, неправильным, и изменил его. Представляете, насколько сильна была его неудовлетворенность, то есть объем распирающей его энергии, что плоды его действий мы видим до сих пор!
Скорее всего, масштаб цели, который ставит перед собой пассионарий, зависит от силы его неудовлетворенности, которая появляется от избытка энергии, и действует он тем сильнее и масштабней, чем неудовлетворенность сильнее. А так как любые действия всегда целесообразны, даже если люди этого не осознают, то выбор цели у пассионария, у гения, зависит от силы его неудовлетворенности. Чем неудовлетвореннее, тем больше требуется цель, достижение которой может принести удовлетворение.
Итак, парадоксальный вывод, к которому мы пришли, звучит так: «Все достижения людей - это следствие неудовлетворенности, которую испытывали пассионарии или гении, в нашем разговоре». А парадокс заключается в том, что принято считать, будто лидеры (пассионарии, гении), стремятся к чему-то. Нет! Они избегают! Избегают неудовлетворенности и сбрасывают энергию, но это избегание проявляется в деяниях, которые преобразуют лик земли и народы, ее населяющие.
Instagram: @alexandr__zubarev