Когда говорят, что для успешной карьеры внешность не так уж важна и главное, чтобы человек был профессионалом, хочется тут же согласиться. Но память навязчиво подсказывает доказательства обратного.Вот, скажем, секретарша с прежнего места работы, проработавшая в фирме без году неделю, главным профессиональным навыком которой было приготовление растворимого кофе, взяла и перешагнула своими стройными, длинными ножками сразу несколько служебных ступенек - да что там, целый лестничный пролет! Теперь она "зам" какого-то "зава", сидит в отдельном кабинете, носит дорогие костюмы и новый имидж ей очень к лицу. Разумеется, не обошлось без кривотолков, намеков, догадок об "особых" отношениях с боссом, но факт остается фактом. Или вот еще случай... А впрочем, у вас и у самих наверняка найдется камушек, который давно хочется бросить в огород всех этих офисных красоток, топ-моделей и куколок, вышагивающих по коридору фирмы, словно по подиуму. Не спешите. Лучше постарайтесь с помощью психологов найти истинный ответ на вопрос, кто же на самом деле имеет больше шансов покорить карьерный Олимп: женщина с "обычной" внешностью или та, что неизменно блещет на корпоративных приемах?
МАГИЯ КРАСОТЫ
В ходе одного эксперимента психологи предлагали участникам описать характер, достоинства и недостатки изображенных на фотографиях людей. Большую часть лестных эпитетов (например, умный, успешный, дружелюбный, состоятельный, респектабельный, добрый) получили те, чью внешность можно было бы назвать красивой или очень привлекательной. Особо стоит отметить то, что красавцам, и красавицам приписывались не только положительные качества характера, но и успешность в личной и профессиональной жизни. Им отводилось более высокое положение в обществе, чем людям со "среднестатистической" внешностью.
Разумеется, есть сферы деятельности, где карьера женщины напрямую связана с внешними данными: это знают манекенщицы, модели, звезды шоу-бизнеса и т. п. Но и на других поприщах можно проследить некоторую зависимость жизненного успеха от красоты. Перед красивыми женщинами иногда словно по мановению волшебной палочки распахиваются двери, в которые тщетно стучат дурнушки и "серые мышки".
Это говорит о том, что подсознательно мы склонны наделять красивых людей множеством достоинств. Разумеется, на основе жизненного опыта каждый из нас знает, что это вовсе не обязательно так. Но первый импульс: "красивый - значит хороший!" - независимо от здравого смысла играет на руку людям с броской внешностью. Может быть поэтому они и впрямь порой выигрывают у жизни "счастливый билетик".
КРАСОТА - ЭТО СТРАШНАЯ СИЛА!
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в большинстве случаев кресло начальника занимает мужчина. А потому логично предположить, что отношения "шеф - подчиненная" в какой-то степени испытывают на себе влияние "внешнего фактора". Исследования показали, что начальники-мужчины довольно часто склонны поручать легкие, необременительные дела симпатичным сотрудницам, а трудноисполнимые и менее приятные - невзрачным. Если речь идет о разработке какого-нибудь сложного проекта, требующего кропотливой работы и напряжения всех умственных и физических сил, почти наверняка эта "почетная миссия" достанется скромной, ничем не выделяющейся "рабочей лошадке". А вот в Лиссабон на переговоры с зарубежными партнерами, скорее всего, отправится какая-нибудь "трепетная лань", профессиональные достоинства которой вовсе не так же бесспорны, как внешняя привлекательность.
В случае провала или каких-то производственных неувязок начальники чаще изливают свой гнев на головы некрасивых сотрудниц. Если же явный огрех допустила красавица, сердце разъяренного босса вполне может смягчиться от доводов: "с кем не бывает" и "она не нарочно, ведь такой ангел не может сделать ничего дурного"...
Секрет необъективности начальника по отношению к женщинам-подчиненным объясняется глубинной мужской психологией. Как ни заглушай ее соображениями политкорректности, она все равно даст о себе знать. Можно объявить войну сексуальным преследованиям, скандировать феминистские лозунги, но невозможно запретить мужчинам испытывать положительные эмоции при взгляде на красивую женщину. Разум не властен над эндорфинами - гормонами радости и наслаждения. Подсознательно ассоциируя красавицу коллегу с источником положительных эмоций, босс как бы оберегает ее от "негатива" - трудных и невыполнимых поручений. Такие задания он с легкостью возлагает на непривлекательных сотрудниц, с которыми у него нет подсознательного эмоционального романа.
НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ
Неизвестно, откуда взялся стереотип о том, что красивая женщина представляет собой эдакую глупышку, голова которой предназначена исключительно для того, чтобы носить шляпки и завивать локоны. Но тем не менее этот стереотип очень живуч. И потому мужчинам очень трудно поставить знак равенства между понятиями "красивая" и "умная". В обычной жизни этот стереотип иногда даже помогает красавицам достигать цели обходными путями, используя свою показную наивность, трогательную неопытность и слабость. А вот в профессиональной сфере, где все еще верховодят мужчины, напичканные мифами о "красивых дурочках", этот трюк не срабатывает. Поэтому, как ни странно звучит, красота может стать довольно серьезным препятствием на пути к карьерным высотам. Красивая внешность - это щедрый подарок природы, поэтому одновременно как бы подразумевается, что обладательница такого сокровища не наделена другими достоинствами -умом, сообразительностью, деловыми качествами. Разве можно доверить ей ответственный пост? Разве она способна принимать серьезные и взвешенные решения?
Броская внешность становится "уликой", которую красивой женщине постоянно приходится опровергать и доказывать свою компетентность, опытность, профессионализм. Тогда как ее "обычная" коллега, лишенная необходимости ежедневно убеждать окружающих в том, что она тоже на что-то способна, в это время всю энергию концентрирует на достижение успехов в работе.
Красивая женщина чаще становится объектом сексуальных домогательств - этот факт тоже не идет на пользу ее карьере. В наше время, когда правовые отношения между работником и работодателем не отрегулированы, она рискует быть уволенной либо тут же - если не уступит "ухаживаниям", либо через месяц-другой - если все-таки уступит, но наскучит любвеобильному боссу. А чем занята в это время "обычная" женщина? Правильно: никого не трогая, не выслушивая ничьих двусмысленных комплиментов, тихонько-легонько продвигается по служебной лестнице. Если же, несмотря на все препятствия, красавице удается занять соответствующее ее способностям высокое положение, всегда отыщется "понимающий" человек, который с ухмылкой скажет: "Ну конечно, все мы знаем, какой ценой такие особы достигают успеха..."
ОБРАТНАЯ РЕАКЦИЯ
Представьте себе, что будет, если на серьезные переговоры по поводу сделки на миллион долларов явится женщина, при виде которой у всех присутствующих мужчин перехватит дух и заметно поднимется настроение. Первая реакция - восторг, но уже через несколько секунд он сменится скепсисом: "да разве можно всерьез говорить о делах с такой милашкой?", сомнением: "да что она смыслит в бизнесе, у нее же полдня уходит на макияж-маникюр..." или подозрением: "наверняка здесь что-то не чисто, эту красотку подослали, чтобы отвлечь внимание от условий сделки". Наша красавица еще не произнесла ни слова, а на нее уже устремился целый поток негативных импульсов. Может быть, женщины будут более объективны по отношению к красивой коллеге? Но любая из вас скажет, что такое еще менее возможно, чем с мужчинами. Если женщины являются такими же неземными красотками, то увидят в ней прежде всего соперницу, конкурентку. Если они уступают ей в привлекательности, то их внутренние реплики будут звучать приблизительно так: "Да что она о себе возомнила? Подумаешь, тоже мне, Мисс Вселенная! Ну сейчас я поставлю ее на место..." Вот почему серьезные и опытные руководители предпочитают доверять важные переговоры сотрудницам, чья внешность, может, и не вызывает возгласов восхищения, но воспринимается партнерами спокойно и благожелательно.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Разумеется, никто не утверждает, что для того, чтобы добиться успеха в делах, нужно всячески уродовать свою внешность и делать из себя Фредди Крюгера в юбке. Рейтинг деловых качеств, который был составлен по результатам одного из опросов, проводившихся среди руководителей разного уровня, наглядно демонстрирует, что и у красавиц, и у просто симпатичных женщин шансы на карьерный рост приблизительно равны. Примечательно, что среди перечисленных требований нет слова "красота". Почетное пятое место заняла "приятная внешность", которая, скорее, является общим впечатлением от человека: его характера, настроения, правильно подобранной одежды и прически, манеры общаться, доброжелательности. Тем более что главный секрет приятной внешности известен любой из женщин: для того, чтобы производить хорошее впечатление на окружающих, нужно нравиться прежде всего самой себе! Нина Алешина
Instagram: @alexandr__zubarev