(по книге К.Андреас «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами).
Упражнение ниже позволяет перестать дергаться и волноваться тогда, когда Вы этого не хотите. Например, Вам предстоит экзамен, и при одной мысли о нем Вас колотит. Или Вам нужно сдавать на права, и как только Вы думаете об этом, сразу чувствуете… Бррр… Или грядет трудный разговор, и Вы понимаете, что не сумеете удержать себя в руках.
В общем, техника ниже применяется тогда, когда Вас тревожат какие-то воспоминания из прошлого или мысли о будущем, и в результате воспоминания/мыслей Вы чувствуете себя плохо.
"Официальный текст" коричневым. Мои пояснения синим.
Шаг 1.
Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение в будущем.
Например, мне лет пять назад мне надо было вести свою первую передачу на радио. До того, как я пришел в студию, все было хорошо, но как только я увидел микрофон и представил, как меня будут слушать 200.000 человек, мне поплохело:-).
Шаг 2.
Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесь).
В своем воображении я видел себя как-то коряво, криво, некрасиво, неумно, тускло разговаривающего в микрофон и как слушатели, морщась, переключают приемник. Этого, как Вы понимаете, еще не происходило, но я себе это так живо представлял, что никак не мог отделаться от этого.
Диссоциироваться - значит мысленно как бы выйти из Вашего вИдения и увидеть себя в этой ситуации со стороны. Это просто. Мысленно делаете шаг назад, или вылетаете или еще что-то в этом же роде. Главное, чтобы Вы видели себя со стороны. Не обязательно тщательно видеть лицо. Главное, Вы видите человека и знаете, что это Вы.
Шаг 3.
Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.
Я представил, словно то, что я вижу в своем воображении – это картина, и она находится в раме, большой такой, золотистой, резной и тяжелой, и дурные ощущения стали легче, но еще не достаточно, не так, как мне хотелось бы.
Шаг 4.
Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.
Я попробовал несколько рамок. Наиболее удачной оказалась такая старенькая, потрескавшаяся, с облезлым лаком, коричневая рамочка, очень маленькая. Чтобы мое изображение в нее влезло, я его уменьшил. Когда я это делал, чувства все больше приходили в норму.
Шаг 5.
После того, как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая «картину» и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «проливает иной свет на предмет», нежели тусклая свеча, стоящая на подставке под ней. Видение реальной обрамленной картины среди других картин на стене в музее, или в чьем-то чужом доме, может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого или не очень художника и превратите свою картину в полотно, исполненное этим художником или в его спиле.
Здесь уже начинается Ваше личное творчество. Согласитесь, упражнение очень простое, однако, иногда что-то не получается. Так вот, не получаться может только если Вы бросите его на половине, не завершив. А завершение – это смена чувств «с очень плохо» на «да нормально все…».
Чувства меняются одновременно с Вашими манипуляциями в воображении с рамками и тем, что Вы видите.
Самое главное - удерживайте свое внимание именно на том, что Вы сейчас делаете и на ощущениях. Если внимание куда-то своевольно убегает, возвращайте его обратно!
Все у Вас получится,
Ваш Геннадий Павленко
Instagram: @alexandr__zubarev