Быть одиноким человеком в обществе считается не престижным. Это вызывает подозрения: «Почему это наш кандидат в депутаты не женат? Это странно!» Быть одинокой женщиной и вовсе вызывающе. Если у женщины нет мужчины – значит, она не котируется на рынке. Некачественный товар. И - чего уж там миндальничать - достойна жалости.
Иду в выходной день прогуляться, чтобы привести мысли в порядок, подумать о работе, и при этом бродить спокойненько, не приноравливаясь к его широким шагам.
«Ты что же, одна гуляешь в парке? В воскресенье? Бедная!» – не сделала и ста шагов от ворот парка, как встречные знакомые уже смотрят сочувственно и жалеют. А мне просто в течение какого-то жалкого часа хотелось побыть одной. Невольно начинаешь оправдываться и чувствуешь себя совершенно по-дурацки.
Как и чем измеряется степень человеческого одиночества? Разумеется, не наличием или отсутствием людей вокруг. Чувство щемящего одиночества чаще возникает как раз в окружении большого количества людей. Нет ощущения родства - вот в чем дело.
«Женщина не должна быть одна, - уверен он. – Если она одна – значит, неправильно ведет себя с мужчинами, понимаешь? Пусть ведет себя правильно, тогда она выйдет замуж и будет у нее нормальная семья. Современные женщины совсем разучились кокетничать, в этом их проблема!»
Все мы лет с 16 пускаемся в большой поиск своей настоящей любви. Единственной и неповторимой - так нам представляется наше прекрасное будущее. Иногда мы останавливаемся, дабы подсчитать сердечные ранки и седые волоски, приобретенные в боях за свое собственное личное счастье. В глубине души мы всегда знаем, ЧТО означает та или иная встреча, знаем, ОНО это или снова НЕ ТО, - причем, в 99 случаях из 100, это бывает не ОНО и НЕ ТО. Но все же мы постоянно размениваемся на эти маленькие любови, чтобы разнообразить свою жизнь и чтобы не чувствовать себя одинокими.
Мы благодарны судьбе за то, что она подкидывает нам новый опыт в виде таких эрзац-чувств, однако из состояния хаотического поиска не выходим, а значит, не перестаем быть одинокими.
Одиночество почему-то никогда не пугало меня. Когда ты ставишь точку в надоевшем романе, душа обретает утраченное спокойствие, откуда ни возьмись возникает масса новых идей плюс ощущение реальной свободы. Кстати, за ощущение свободы, которое утрачиваешь, встретив настоящую любовь, можно отдать многое, кроме разве что самой любви.
Одиночество – это свобода, если только ты свободна в своем одиночестве. Иначе говоря, если одиночество – это твой осознанный выбор.
Но выбор одиночества как способа жизни в обществе не приветствуется. Тем не менее, некоторые живут именно так совсем не потому, что им трудно найти свою вторую половину, а просто им так удобнее.
Из своего личного опыта одиночества я, кроме массы полезного в смысле приобретения самостоятельности и утверждения самодостаточности, вынесла недоумение. «Господи, ну почему мне так хорошо?» – периодически спрашивала я себя. Меня волновал вопрос, почему мне хочется остановиться и застопориться на год, два, три или сколько получится в этом комфортном состоянии. В то время, как в душе моей замужней подруги полыхало чувство праведного гнева, если ей, не дай бог, приходилось самой вынести мусор или вызвать на дом сантехника, я делала это сама без малейшего сетования на судьбу.
«Я сейчас приду домой и сначала дочитаю книгу. Нет, лучше приму ванну. Долго-долго буду принимать ванну, где будет много-много пены. Кстати, и книгу можно дочитать прямо там, в ванной. А может быть, мне сначала поставить в духовку картофельную запеканку? Глядишь, когда я выберусь из ванны с книгой, она как раз и запечется! Решено! Так я и сделаю! А потом еще налью себе в красивый бокал сухого белого вина. Ой, надо тогда еще зайти в магазин и купить себе грушу!»
С искренним сожалением вспоминаю эти свои гедонистические внутренние монологи холостяцкого периода, потому что потом они превратились в примерно такие:
«Так, пять минут на ванну, книгу оставлю на выходные. Потом - погладить ему рубашку на завтра. А от картофельной запеканки на сегодня придется отказаться. Если он задержится на час, разогревать ее будет сплошной морокой».
Кроме всех этих неудобных мелочей, приобретая личное счастье, человек становится уязвимее. Он приобретает не только защиту, но и зависимость от другого человека, от этого никуда не деться. И каким бы прекрасным ни был союз, осознать и принять это не всегда легко. Вместе с любовью ты будто бы получаешь еще одного себя, но совершенно иного, за которого переживаешь больше, чем за себя, чувствуешь его боль острее, чем свою. Ты переживаешь, но, физиологически существуя отдельно, не можешь принять на себя его обиды и боль. Жить без чужой обиды и боли, безусловно, легче.
За тот период жизни в одиночку у меня появилась масса холостяцких привычек. Я привыкла жить в своем жизненном ритме, готовить по желанию, стирать по настроению, бродить по городу с друзьями и подружками до двух часов ночи и не волноваться за того человека, который в это время волнуется за тебя дома. Парадокс, но расставаться с одиночеством и отвыкать от свободы потом оказалось намного сложнее, чем привыкать к прелестям свободной жизни. Поэтому расставаться с этими прелестями стоит только в крайнем случае: когда ты не можешь иначе. Потому что находясь рядом с совершенно чужим и не подходящим для тебя мужчиной, ты наконец сможешь понять, что это значит на самом-то деле – быть одинокой.
Алена ЛЕОНОВА
Instagram: @alexandr__zubarev