Главная
Блоги
  Войти
Регистрация
 
Главная> Отношения с собой>Ваш автопилот—подсознание

Ваш автопилот—подсознание


Instagram: @alexandr__zubarev
Ваш автопилот—подсознание

Цепи привычки настолько легки, что их не чувствуешь, пока не становятся настолько тяжелы, что их не разорвешь.

Сэмюэль Джонсон (1709-84) Английский поэт

Одна из особенностей, отличающих человека от других видов жизни на планете—это его способность к самоанализу. Мы способны выходить за рамки, отстраняться от нашей текущей ситуации и думать о прошлых, текущих, будущих, и воображаемых событиях. Об этом состоянии часто говорят, что человек “поглощен своими мыслями”, “озабочен”, то есть его внимание направлено внутрь. Случалось ли с вами, что возвращаясь домой с работы, вы ловили себя на том, что прокручиваете в уме фильм какого-то происшедшего с вами события,—а приехав домой, не помнили этой поездки?

Сознательная часть ума проделывает такой обзор, когда она отсоединена от окружающего мира, а обработку сигналов от пяти чувств берет на себя подсознание. Если вы никогда не водили машину, можете ли вы себе представить, что вы без малейших размышлений владеете всеми органами управления и безопасно ведете машину? Если вы относительно недавно водите машину, вы, возможно, еще не овладели органами управления настолько, чтобы безопасное вождение почти не требовало вашего сознательного внимания. Вы овладеете ими со временем. Если вы опытный водитель, вам знакомо, как можно приехать в место назначения, ничего не помня о том, как приехал.

Ваше подсознание—это автопилот для функций организма и привычек, тогда как ваше сознание управляет теми частями вашей нервной системы, которые необходимы для того, чтобы читать и понимать смысл слов, на которые вы сейчас смотрите.

На этом примере прекрасно видно, как подсознание становится автопилотом и берет на себя управление привычными действиями, в то время как сознание обрабатывает что-то внутри.

Мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать

Из этого примера можно извлечь три урока. Первый—что мы прекрасно умеем повторять процесс, раз научившись его делать. Именно так создаются и сохраняются привычки (руководители—“пожарники” очень умело владеют этим). Второй урок—что раз научившись новой привычке, от нее может быть сложно избавиться, особенно если нужно сознательно думать о привычке, чтобы ее избегать. Бывало ли с вами, что впервые ведя машину с автоматической коробкой передач, вы замечали, что нащупываете рычаг переключения скоростей? Это одна из причин, по которым людям оказывается трудно бросить курить, придерживаться диеты или изменить отношения с сотрудниками.

Мышление отрицаниями—что нельзя делать и что невозможно, оказывает на подсознание ограничивающее и ослабляющее воздействие.

Третий урок в том, что для изменения часто нужно “отучиться” от каких-то нежелательных привычек, прежде чем научиться новым, более полезным. Водители иногда становятся опасными из-за выработанных привычек—например, ехать слишком близко к идущей впереди машине. Чтобы научиться быть безопасным водителем, нужно сначала отучиться от этих опасных привычек, прежде чем переходить к новым, например навыкам лучшего прогнозирования движений машин. В этом разделе по самоанализу вы узнаете, как именно вы общаетесь с собой, и как вы программируете свой автопилот, для того чтобы намеренно и сознательно научиться новым привычкам. В этой главе приведена модель обучения и изменения, к которой вам нужно будет возвращаться много раз по мере изучения книги. Но сначала давайте рассмотрим некоторые вопросы, связанные с гибкостью, используя метафору, символизирующую обычную организационную проблему и круг типичных реакций.

Уберите “не” из “не могу”. Вместо этого подумайте, что можно сделать и что возможно.

Что такое гибкость?

Подумайте над таким вопросом: вы можете вставить квадратную втулку в круглое отверстие? Каких ответов можно ожидать?

1 Нет—я не могу сделать этого . Это ответ типа “поражение”. В нем человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию, и приходит к выводу о поражении из-за самого большого ограничения в гибкости—слова “не могу”. Это ослабляющее слово, которое передает подсознанию сообщение о негибкости и неверии в собственные силы, и которое программирует человека сосредоточиться не на том, что возможно, а на том, что невозможно. К тому же это слово неверно во многих контекстах, * где оно используется. Откуда вы знаете, что это невозможно?

Более правильным ответом было бы “я не нашел способа сделать это”. В деловой среде клиентов не интересует, чего вы не можете для них сделать, они хотят знать, что вы можете сделать. Речь мощно воздействует на поведение и способности к обучению, и во второй главе я объясню, как именно.

2 Дайте мне молоток побольше и я попробую. Это ответ типа “реакция”. Он лучше по сравнению с первым, но не намного. В нем проявляется решимость, но вся энергия направляется на одно ответное решение. Есть опасность, что по ходу дела повредятся и втулка, и отверстие, и молоток.

3 Да, если я изменю форму втулки так, чтобы она подходила к отверстию . Это ответ типа “словесных ухищрений”. Чтобы втулка подошла, нужно научиться том, как менять форму квадратных втулок, чтобы они подходили к круглым отверстиям. Меня не перестает удивлять то количество усилий, ресурсов и ухищрений, которое компании вкладывают в видоизменение неподходящих или неэффективных систем. Третий ответ немногим лучше второго, и явно не гибче. В нем все так же человек реагирует на данную ему ситуацию и информацию.

4 Зачем нужно вставлять втулку и как вообще получилось, что квадратную втулку предлагают для круглого отверстия? Это ответ типа “любопытства”, и он самый гибкий по нескольким причинам. Обладая любопытством, человек стремится узнать намерение, лежащее в основе вопроса, и ищет дополнительную информацию за рамками данной задачи. В результате картина ситуации проясняется, что способствует процессу принятия решений. При таком ответе оспаривается сам вопрос, то есть не предполагается, что цель состоит именно во вставке квадратных втулок в круглые отверстия.

Несколько лет назад одному моему другу, который работает в конкурирующей организации, директор предложил план развития центральной службы поддержки информационных технологий, которая охватила бы всю Великобританию. Мой друг был счастлив тем, что ему поручили руководить таким стратегически важным проектом, и он принял все подразумеваемые предпосылки, включая то, что британским аналитикам нужна централизованная служба поддержки.

Через три года служба поддержки полностью развалилась. У нее была репутация некачественных услуг, у руководства были разногласия насчет основной цели и направления службы, и она была убыточной. С клиентами, британскими аналитиками, не посоветовались, и они не видели пользы в таком вложении средств. Им были нужны локальные группы поддержки. Такой ситуации можно было бы и избежать, если бы были поставлены под вопрос предпосылки, подразумеваемые в первоначальной инструкции. К конце концов группа поддержки была разделена на части и ликвидирована.

Оспаривание подразумеваемых предпосылок помогает разобраться в неясных на первый взгляд ситуациях

Быть гибким значить занимать такую позицию, в которой создаешь желаемые результаты независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, темпа, ожиданий, культуры, предпосылок и тактической обстановки. В теории систем, 1 —в которой есть много общего с целостным подходом НЛП к обучению и изменению,—есть принцип так называемого необходимого разнообразия, который утверждает, что “для успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным колебаниям неопределенности в остальной системе.” В контексте менеджмента это значит, что менеджерам нужно не довольствоваться одним решением, а оспаривать подразумеваемые предпосылки, рассматривать воздействия в более широкой системе организации, и вырабатывать столько альтернативных направлений действий, сколько нужно, чтобы предусмотреть все возможные случайности.

“Для успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным колебаниям неопределенности в остальной системе.”

Каждый раз, когда вы встречаетесь с трудностью, у вас есть четыре основных возможности ответа на нее:

1 Поражение

2 Простейшая реакция

3 Словесные ухищрения

4 Любопытство

Гибкий менеджер выберет четвертую.

Автор: Дэвид Молден ( из книги "Менеджмент и могущество НЛП").


Instagram: @alexandr__zubarev



Ваш автопилот—подсознание
добавлено : 04.12.2005
обращений к странице: 11258
автор: mailto:namma369126@subscribe.ru
загрузка...
Ваше мнение о статье
Ваше имяЕmail 
Сообщение

комментарий: 27.07.2006 13:11:15

Гибкий менеджер будет пользоваться всеми четырьмя возможностями. читать

аноним



PSYLIVE - Психология жизни 2001 — 2017 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование информации опубликованной в сети PSYLIVE допускается только с указанием гиперссылки (hyperlink) на PSYLIVE.RU.
Использование материалов в не сетевых СМИ (бумажные издания, радио, тв), только по письменному разрешению редакции.
Связь с редакцией | Реклама на проекте | Программирование сайта | RSS экспорт
ONLINE: Техническая поддержка и реклама: ICQ 363302 Техническая поддержка 363302 , SKYPE: exteramedia, email: psyliveru@yandex.ru, VK: psylive_ru .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика