Говорим – коллектив, но подразумеваем, конечно, совсем не сумму людей его составляющих. В первую очередь, мы думаем - обо всех тех переплетениях, которые возникают между этими людьми, и которые, собственно, и образуют настоящее «лицо» коллектива. Каждое утро, приходя из дома на работу, вместе с собой люди приносят и свои модели поведения. А в них … Для управления окружающими в них, к сожалению, очень часто используются обиды и неприязнь. Капризы, зависть, скрытое и открытое сопротивление в таких домашних заготовках встречаются сплошь и рядом. В результате – дело не ограничивается только тем, что подчиненные называют своего начальника «папой» или «мамой»…
Сколько людей - столько и моделей. Но вот с утра все они собираются вместе… И как тут не вспомнить о «Лебеде, Раке да Щуке», которые «везти с поклажей воз взялись…»
И кому от этого хорошо? Да никому!
Когда какое-то поведение приносит человеку одни лишь страдания, практическая психология занимается его переучиванием. Методы, используемые при этом, применимы и на производстве, для приведения рабочих отношений людей, в нем занятых, «к общему знаменателю», так необходимому для успешной работы коллектива.
Прочтите внимательно отчет об одном таком эксперименте, предоставленный директором пекарни, в которой он и проводился.
«В условиях жесткой конкуренции в нашей отрасли, когда я собирался уже снижать уровень зарплаты в своем коллективе, нововведение было воспринято всеми очень хорошо. Приглашению фотографа в наш цех взрослые люди радовались, как дети. Я объяснил, что нам нужны портреты, на которых бы мы все улыбались, смеялись или даже хохотали, в общем, выглядели бы весело и счастливо. Поэтому, конечно, все смешили друг друга и с удовольствием подшучивали … Фотографии вышли просто изумительно: лица у всех были радостные, улыбающиеся, а главное - никто не был забыт.
Мой собственный «улыбающийся» портрет был сделан размером 30 х 40см, в количестве трех экземпляров. На каждом из них внизу в фотоателье поместили мое требование: ПРОЯВИТЕ СВОИ СПОСОБНОСТИ!
Фотографии остальных членов нашего коллектива были изготовлены чуть меньшего размера: 15 х 20см, и на каждом была помещена надпись: МОЖЕТЕ НА МЕНЯ РАСЧИТЫВАТЬ!
Для каждого портрета было найдено оптимальное место размещения: или в моей приемной, или в цеху, или в коридоре и раздевалке … В любом случае старались соблюсти условие, что каждый человек должен как можно чаще видеть собственное изображение с соответствующим обязательством.
Когда все было сделано, я с огромным интересом стал наблюдать, как наши «улыбающиеся» фотографии «протаптывают новые тропинки» отношений между всеми нами. Многие проблемы, оказывается, можно решить с улыбкой.
Старый патефон. Заводится пружина. А коллектив «исполняет совершенно новую песню». Именно так все и выглядело.
Уровень ответственности всех сотрудников вырос необыкновенно, а количество стрессов – явно уменьшилось. Все, кто раньше считали мои замечания мелочными придирками и обидными упреками, теперь говорят, что, видимо, именно из таких мелочей и складывается нечто большее.
Некоторые настолько вдохновились фразой: МОЖЕТЕ НА МЕНЯ РАСЧИТЫВАТЬ, что заказали дополнительно собственное фото еще и для дома, они с удовольствием привнесли ЭТО в свою семейную жизнь. Надо отметить, что, кроме всего прочего, резко снизилось количество болезней, недомоганий и, связанных с этим, невыходов на работу сотрудников. Как-то все это взаимосвязано. Видимо, здоровье людей во многом, даже очень во многом, зависит от производственных отношений, и, возможно, болезнь они часто воспринимают, как отдых от них, если эти отношения становятся тягостными.
Решительно, «общий знаменатель» получился очень удачным. Думаю, что собственное улыбающееся лицо каким-то образом способствует проявлению уступчивости человека к любым словам рядом расположенным. Я бы сказал даже: ОТКРЫВАЕТ ИМ ДВЕРИ. Для дела все это оказалось очень полезно. Люди оценили, что проблему выживания нашего предприятия, я решил именно таким путем, а не обычной угрозой ухудшения их жизненного уровня».
В приведенном примере директор сам выбирал, какую область отношений в коллективе желательно сделать основополагающей. Ответственность – безусловно, очень важна, но могут быть и другие варианты. Это всегда выбор руководителя, лучше всех знающего свои задачи. Например, Наполеон начал свою карьеру, командующего батареей, водрузив над последней знамя со словами: БАТАРЕЯ БЕССТРАШНЫХ. Кроме этого, весь мировой опыт свидетельствует, что коллектив, находящийся в условиях эксперимента, всегда и неизменно показывает более высокие достижения в росте эффективности производства.
Однако, возвращаясь к вопросу об уступчивости, хочу рассказать еще одну довольно показательную историю, которую мне самому поведал уже давно мой хороший знакомый, работавший тогда начальником цеха.
Как-то у него в подчинении был механик, которому в конце каждой смены приходилось напоминать о необходимости тщательной уборки всех станков. В конечном итоге он все делал, как и положено, но перед этим столько всего успевал наговорить: и что начальник цеха – бездельник, и что он - может только другим придумывать дурацкие задания… и так далее, и тому подобное.
Моему знакомому все это, конечно, очень не нравилось. И однажды в конце смены он подошел к механику и, указывая на станки, сказал: ПОРА МЫТЬ РУКИ.
Почему он сказал именно так, он и сам до сих пор не может объяснить. Однако, с тех пор все возмущения удивительным образом закончились, а станки убирались предельно тщательно. Как потом говорил мой знакомый: «Уверен, эти три слова спасли нас обоих от преждевременного инфаркта». Несомненно.
Вспоминая эту историю, хочу подвести итог словами: ДА, КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ ЛУЧШЕ НЕ МЕНЯТЬ, НО МОЖЕТ ИХ ЕЩЕ И ПОДКОВАТЬ? В САМОМ ДЕЛЕ, КАК БЫ ОНИ ТОГДА ПОМЧАЛИСЬ!
А семья? Это ведь тоже коллектив. Какие «общие знаменатели» возможны там? Только один небольшой пример. Для семьи, где дети испытывали недостаток внимания со стороны взрослых, где они чувствовали свою незащищенность, было рекомендовано разместить «смеющиеся» портреты всех членов этого маленького коллектива следующим образом: по краям –фото родителей, а в центре – фото детей. Причем, портреты родителей были изготовлены размером 20 х 30 см, а детей – 15 х 20см. Их все вывесили в одну линию. На каждом было написано: ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО.
То эмоциональное состояние, которое у подростков приветствуется взрослыми, то и получает у них развитие, становясь основополагающим. Или мы учим их радоваться, или… Да кому оно нужно это второе «или».
О том, что проблемы в семье закончились, мне сообщили уже через месяц. Уже через месяц их представления о себе и о семье в целом изменились: они стали чувствовать себя сплоченной командой. Такая вот магия смеющихся лиц!
Неухоженные поля всегда зарастают сорняками: обидами, завистью, ожесточением… Знакомо, не правда ли? А окультурить их не так уж и сложно.
Алексей Чалый, психолог
Instagram: @alexandr__zubarev